Новые базовые стандарты деятельности страховых компаний

Поделиться

Продолжаю разговор о новых базовых стандартах деятельности страховых компаний, которые с 7 мая ввела их саморегулируемая организация- Всероссийский союз страховщиков. Я привел довольно много примеров новых стандартов ВСС в предыдущей программе. Принятый стандарт ВСС, например, запрещает страховщикам или агентам устанавливать зависимость заключения договора по одному виду деятельности от наличия договора по другому виду. Фактически это, например, запрет на принуждение заемщика банком к приобретению добровольного полиса страхования жизни или другого вида страхования, если такая страховка прямо не предусмотрена кредитным договором. Вводится запрет на практику, когда человеку не продают полис ОСАГО без оформления другого полиса в нагрузку.

ВСС в ходе плановых проверок с 7 мая обещает контролировать исполнение страховыми компаниями базовых стандартов. Кроме того, ВСС может осуществлять внеплановые проверки и проверки по жалобам потребителей.  «За нарушение обязательных стандартов внутренними документами ВСС предусмотрено четыре способа наказания. В том числе предупреждение, требование об устранении нарушения, штрафы и исключение из ВСС как самая жесткая мера. Размеры штрафов за различные нарушения будут установлены в пределах от 0 рублей до 40 тыс. рублей.

Зачем ВСС обременять страховщиков своими новыми стандартами? На мой взгляд, ВСС хочет разграничить регулирование ЦБ и саморегулировании внутри СРО. По мнению ВСС ЦБ должен передавать им все жалобы, получаемые от потребителей страховых услуг, а ВСС будет сам их проверять, наказывать страховщиков-нарушителей и потом отчитываться перед ЦБ о работе с жалобой. Пока не ясно, готов ли ЦБ отказаться от своего права на самостоятельные проверки страховщиков по жалобам потребителей. Напомню, что с 1 апреля мегарегулятор ЦБ ввел своим указанием стандарты при продаже полисов накопительного и инвестиционного страхования жизни и пригрозил страховщикам проверками по жалобам потребителей, в том числе с механизмом контрольных закупок и штрафами от 300 тыс.рублей.

Я думаю, что пока ВСС введением своих внутренних стандартов скорее хочет увести страховщиков от регулирования ЦБ, чем проявляет заботу о правах потребителей. ВСС напуган решительными мерами ЦБ по защите потребителей накопительного страхования жизни и хочет упредить дальнейшие меры ЦБ по прямому независимому регулированию своим более мягкими кулуарным.

Подобная тактика была у ВСС и раниьше, например, при внедрении «периода охлаждения», когда ВСС убеждал ЦБ, что сам справится с ситуацией навязывания полисов без контроля ЦБ. А Банк России не поверил и ввел свое регулирование. То, что новые стандарты ВСС пока скорее прикрывают страховщиков от наказаний ЦБ, чем защищают права потребителей подтверждается и тем, что к настоящему моменту страховщики не только не отказались от практик, которые противоречат новым страдартам ВСС, но даже формально не внесли изменения в свою операционную деятельность, агентские договоры, чтобы хотя бы на бумаге подтвердить исполнение новых стандартов. Скорее всего,в ближайшее время именно формальное исполнение новых стандартов и будет представлено ЦБ. Но в Банке России понимают, что эффективность новых стандартов можно будет легко оценить по динамике количества жалоб потребителей.

Всего доброго, Олег Кокорев специально для бизнес ФМ Самара