Бизнесмены со школьной скамьи: Путин одобрил идею учить детей предпринимательству

Поделиться

Президент России Владимир Путин попросил Агентство стратегических инициатив уделить внимание проекту ранней профориентации школьников «Билет в будущее» и рассмотреть возможность обучения предпринимательству в школе. Об этом шла речь на заседании Наблюдательного совета АСИ во время визита Путина в Самару. Зачем готовить бизнесменов со школьной скамьи, какие в этом есть минусы и плюсы?

О введении курса предпринимательства в школах на заседании Агентства стратегических инициатив с участием президента Владимира Путина заговорил глава объединения «Опора России» Александр Калинин. Он считает, что это позволило бы ребятам, которые видят свое будущее в предпринимательстве, еще на выходе из школы определиться насчет своего профессионального будущего. Если губернаторы поддержат, то можно ввести такой предмет на системной основе в регионах, — продолжает глава общероссийской общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин: 

Нужно системно вводить курс предпринимательства в школах. Когда у молодого человека ещё формируются интересы к экономике, в учебных программах должно быть именно предпринимательство как профессия. Там есть базовые навыки, которым нужно учить с детства, причём это в том числе и социальная ответственность, и менторство, и много-много чего там, и бухгалтерский учёт в чём-то, чтобы деньги дети считали. Они это и так делают, в копилку копят. Причём это обучение для детей нужно вводить не в форме выставления оценок, потому что педагоги и сами иногда не знают, правильно ли дал ответ ученик в школе по предпринимательству, а в форме проектно-игровых методик, в соревновательных формах. И такие методики уже сейчас есть. Причём эти учебные программы можно делать даже не на уровне Федерации, это вполне в рамках региональных полномочий, тех, которые есть у регионов. 

Президент Владимир Путин с этим согласился:

Методики преподавания предпринимательства нужно разрабатывать и на региональном, и на федеральном уровне. Прошу, чтобы АСИ присмотрелось к этому движению со всех сторон, в том числе с той, которая была сейчас обозначена. 

Напомним, что ранее, в феврале, на Всероссийском форуме «Наставник» Путин поручил кабмину разработать проект по профориентации и выдаче грантов для школьников шестых-десятых классов — «Билет в будущее». Этот проект будет стоить примерно один миллиард рублей в год. А принять участие в первом этапе смогут около 100 тысяч школьников.
Однако у каждой инициативы есть и обратная сторона. На этапе реализации идея может обернуться ненужной обязаловкой. Школам надо дать больше свободы, а не требовать безоговорочного исполнения инициатив, спущенных сверху, — считает директор самарского лицея «Спутник» Игорь Ермоленко: 

На мой взгляд, чем меньше такого рода инициатив (а давайте в школе воткнем вот такой-то спецкурс!), тем будет проще. Надо дать школе самостоятельное право определять содержание тех или иных образовательных программ. Чем меньше государство будет вмешиваться в то, как надо преподавать, что надо преподавать, кому и в какой момент, тем проще будет школе работать, и больше инициатив будет возникать у педагогов, больше желания искренне обучить детей чему-то, а не впихнуть в них тот набор знаний, который будет спущен сверху в момент очередной какой-то инициативы, воткнувшейся в голову очередному руководителю. Естественно, надо давать детям возможность узнать о профессии как можно больше, а если ребенок определился, то давать ему знания, умения и навыки в этой сфере. Но просто, понимаете, завтра вдруг кто-нибудь президенту подскажет идею, что у нас маляров не хватает. Надо, значит, малярами научиться работать или столярами, как предпринимателями. И в очередной раз в школу придет какой-то гениальный разработанный образовательный курс, который всем необходимо будет срочно воплотить. Я не являюсь сторонником такого рода подходов.

Отметим, что разговоры об изучении в школах предпринимательства ведутся уже давно. Ранее об этом говорила и министр образования и науки России Ольга Васильева. Она заявляла, что занятия будут проходить во внеурочное время. В Самарской области, по словам бизнес-омбудсмена Самарской области Евгения Борисова, даже вводили уроки «начало предпринимательской деятельности». Но, как считает эксперт, рассчитывать на то, что после этих занятий появится большое количество предпринимателей, не стоит. Хотя те 5-10%, которые способны вести самостоятельный бизнес, сориентируются и получат нужные знания ещё на школьной скамье, а потом уже целенаправленно пойдут в учебные заведения, получат знания, которые будут применимы для ведения бизнеса в будущем.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара