Возврат техосмотра МВД

Поделиться

ТОПо указанию президента Путина МВД представило проект изменений в закон о техосмотре транспортных средств, который передает функцию контроля за операторами техосмотра от Российского союза страховщиков (РСА) Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). Росаккредитация совместно с представителями МВД по замыслу составителей законопроекта уже с 1 января 2017 года будет вместо автостраховщиков отбирать и контролировать операторов техосмотра, которые выдают диагностические карты, необходимые для оформления ОСАГО. Напомню, что в (две тысячи двенадцатом году) 2012 году президент Медведев лично инициировал передачу функций контроля за техосмотром РСА из-за высокой коррупции в МВД. Однако с принятием его предложений, как говорят на рынке, «противозаконная коррупция милиции трансформировалась в почти легальную коммерцию», когда 90% автомобилистов покупают диагностические карты без прохождения техосмотра. По мнению экспертов из 3,8 тыс. аккредитованных фирм для проведения ТО около 3 тыс.— это так называемые портфельные операторы, существующие только на бумаге и не имеющие оборудования. Некоторые из них аффилированы со страховыми компаниями, которые продают диагностические карты вместе с полисами ОСАГО. Кроме того, широкое распространение получила практика продажи фальшивых диагностических карт по мизерным ценам, но с номерами соответствующими базе ЕАИС, которую курирует МВД и которую легко взламывают даже не очень подготовленные мошенники. Легкость получения фальшивых диагностических карт, по мнению страховщиков, стала одной из причин появления мощного бизнеса по выдаче фальшивых полисов ОСАГО. В результате этих двух практик выдачи диагностических карт без осмотра и просто выдачи фальшивых диагностических карт в России произошла «дискредитация самого института технического осмотра». По мнению сотрудников МВД как следствие начала расти аварийность из-за неисправностей: отказа тормозов, рулевого управления и т. д. По данным ГИБДД, за четыре месяца (две тысячи шестнадцатого года) 2016 года в России произошло более 1 тыс. таких ДТП, что вдвое больше, чем годом ранее.  Страховщики считают, что к статистике ГИБДД нужно относиться «осторожно»: число ДТП, произошедших из-за неисправности автомобиля, небольшое на фоне общей аварийности (примерно 2%). Может ли передача контроля за прохождением ТО Росаккредитации исправить ситуацию на рынке, проще говоря, реанимировать техосмотр в России? По мнению страховщиков, вряд ли. РСА — это на порядок более эффективная структура, располагающая и собственными значительными финансовыми средствами и организационными возможностями, по сравнению с предложенным государственным агентством. Страховщики указывают, что во многих регионах установленная государством стоимость ТО просто не позволяет техоператорам его проводить. За эти деньги можно только выдать бумажку. По мнению страховщиков есть другие, более эффективные способы. Например, в случае, если автовладелец управляет автомобилем, не прошедшим техосмотр и попадает в аварию, страховщики смогли бы потребовать с него регресс. Как в случае с пьяным водителем.. В общем ситуация с техосмотром довольно запутанная, и, возможно, проще признать статус-кво, т.е. отсутствие ТО в России для физических лиц, чтобы они потратили сэкономленные деньги на то, что действительно нужно.

Всего доброго, Олег Кокорев специально для Бизнес ФМ Самара