Верховный суд России даст пояснения по спорам в сфере ЖКХ

Поделиться

Потребители вправе требовать компенсацию за некачественное предоставление коммунальных услуг. Верховный суд России ставит точку в спорах участников рынка ЖКХ.

Недовольство качеством предоставления коммунальных услуг зачастую приводит потребителей в суды. Однако, несмотря на возросшее за последние годы количество исков (это почти 25% от всех гражданских дел), суды не всегда встают на сторону потребителей: законодательство, регулирующее данную сферу, меняется, однако, пробелы остаются. Точку в спорных вопросах поставит Верховный суд РФ — проект постановления пленума, в котором содержатся разъяснения по спорам между потребителями и поставщиками услуг уже подготовлен. Так можно ли будет получить от управляющих (и иных) компаний компенсацию за слабый напор воды или холодные батареи в квартирах?  Заместитель управляющего партнёра АБ «Legal Lab» Антон Бегеба комментирует для Business FM данный документ:

 

«Такие требования как снижение стоимости оказываемых услуг в законодательстве (в ФЗ «О защите прав потребителей») существуют уже давно. Но, как практик, я могу сказать, что основная сложность применения данных норм в судах заключается в том, что существует некая проблема доказывания факта некачественности данных услуг. Какого-то конкретного документа, который мог бы подтвердить, что услуга оказана некачественно, законом не предусмотрено. Но главным доказательством для судов являлось предоставление неких актов ( с привлечением непонятных лиц), в которых фиксировались данные нарушения. Теперь Верховный суд РФ в своих разъяснениях указывает на то, что при рассмотрении данных категории дел, стороны не ограничены какими-либо способами доказывания (т.е. могут предоставлять аудио-, видео-записи, показания свидетелей и тому подобное). В том числе, уже в который раз, Верховный суд указал на норму в законе «О защите прав потребителей», в которой говорится: бремя доказывания качественности оказываемых услуг всё-таки лежит на лице, которое данные услуги оказывал (а данная норма зачастую не берется в судах во внимание). Существует гигантское количество исков подобного рода, но между тем, закон «О защите прав потребителей» давно уже не менялся, в отличии от жилищного законодательства. Появились дополнительные участники рынка по оказанию услуг населению в части поставок энергоресурсов и услуг, в связи с чем Верховный суд и решил взаимоотношения в сфере ЖКХ конкретизировать и урегулировать».

 

Отметим, в проекте постановления говорится, что в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от виновных возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа. Так, например, требовать компенсаций можно, если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законом.

 

Екатерина Колесникова