В Самаре успешно прошло первое испытание двигателя для бомбардировщика пятого поколения

Поделиться

кузнецов2Самарский завод “Кузнецов” провел первое стендовое испытание двигателя для стратегического бомбардировщика ПАК ДА. На предприятии рассчитывают, что новый проект обеспечит завод заказами на десятилетия вперед.

Сам двигатель, разумеется, еще не готов. На стенде в “Кузнецове” испытывался его прототип. Но учитывая, что ПАК ДА должен впервые подняться в воздух только через пять лет, времени у самарских инженеров достаточно. О том, что “Кузнецов” выиграл тендер на производство двигателя для бомбардировщика пятого поколения, руководство предприятия объявило в начале июня. С того момента до появления прототипа двигателя прошло почти полгода. Чем завершилось его первое испытание Бизнес ФМ рассказала официальный представитель “Кузнецова” Янина Мельникова:

“На ОАО «Кузнецов» успешно прошли первые стендовые испытания прототипа двигателя для перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА. На этом образце планируется отработка параметров, отвечающих заданным -техническим характеристикам объекта. Создание силовой установки для ПАК ДА является одним из основных направлений технологического развития ОДК. В настоящее время определено видение, этапы реализации и сроки создания двигателя”.

Однако, любые подробности разработки завод продолжает держать в секрете. На сегодня лишь известно, что силовая установка для ПАК ДА должна строиться на базе двигателя НК-32. Того самого, что ставится на сверхзвуковые ТУ-160. Проблема в том, что концепция ПАК ДА — дозвуковая. Обогнать звук он не сможет из-за огромного размаха крыльев и стелс-компоновки. Сегодня новый бомбардировщик находится на ранней стадии проектирования. Готов лишь предэскизный проект. Поэтому проблемы совместимости самолета и двигателя не должны застать конструкторов врасплох. Продолжает — главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

 “Пока еще, дело в том, что по большому счету не определен облик этого самолета, ведутся, по сути дела, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Известно, что перспективный бомбардировщик пятого поколения будет дозвуковым и, соответственно, будет наносить удары по целям, не входя в зону поражения противником, поэтому сверхзвук и не нужен. В этих условиях, если какой-то есть задел, на базе которого возможна реализация конкретных проектов по двигателям, это вызывает, конечно, чувство удовлетворения, потому что это делается не на пустом месте, а в общем-то на каком-то определенном заделе. В целом могу сказать, что конечно пока эта работа, еще раз повторяю, находится на стадии НИОКРа, по большому счету. Если двигатель будет готов к моменту постройки первого предсерийного образца, соответственно, это будет хорошо”.

 Что насчет НК-32 — это надежный двигатель, отмечает главред журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

 “Мы знаем, что ТУ-160 выполняет, в том числе и дальние полеты — это патрулирование в зоне Северного ледовитого океана, Северной Атлантики, кроме того, полеты выполняются в акваторию Тихого, Индийского океана. Поэтому, можем сказать, что в принципе, достаточно надежные изделия. За все время, по моему, было один или два самолета потеряно. Разумеется, один из ключевых элементов успешности того или иного авиационного проекта — это двигатель. Поэтому двигатель сам по себе надежен”.

Ранее в ОДК сообщали, что на создание двигателя для бомбардировщика ПАК ДА должно быть выделено 8 миллиардов рублей бюджетных денег плюс собственные ресурсы. По словам исполнительного директора «Кузнецова» Николая Якушина, контракт гарантирует финансирование и загрузку производства больше, чем на 20 лет вперед. Это должно стать неплохим подспорьем для “Кузнецова” на фоне ожидаемого отказа американцев от дальнейшего использования двигателей самарского предприятия после неудачного запуска ракеты “Антарес”.