В России могут подорожать автомобили с мощными двигателями

Поделиться

Российские чиновники планируют со следующего года удвоить размер акцизов на легковые автомобили с мощными моторами. Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. Как этот факт отразится на автомобильном рынке, и с чем связан российский  тренд на повышение акцизов? 

С 2018 года  в России может расшириться шкала акцизов на легковые автомобили, размер которых привязан к мощности двигателя. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на пояснительную записку к проекту бюджета на два последующих года. Сейчас в шкале акцизов существует три категории. В последнюю входят автомобили с мощностью двигателей от 150 л.с. Акциз на них составляет — свыше 63  тыс. руб., из  расчета 420 руб. за 1 л.с. Однако теперь чиновники хотят добавить в эту шкалу четыре новые категории. Соответственно, в каждой из них размер акцизов увеличится. И,  например, для автомобиля с мощностью 500 л.с. акциз составит свыше 500 тысяч рублей. Это, в свою очередь, приведет  к росту цен на машины верхнего среднего и премиального сегментов. Причем цены вырастут больше, чем размер акциза, поскольку нужно учитывать еще и уплачиваемый НДС, — говорят эксперты.
Однако такое увеличение стоимости и без того дорогих машин   на покупательской активности скажется незначительно, — считает руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимирханов:

Автомобили с более мощным двигателем — это, как правило, дорогие автомобили. А в основном, у нас в России продаются автомобили с менее мощными двигателями. Ели мы говорим об автомобилях, у которых мощность двигателя превышает 200 л.с., то их доля очень мала, и ее покупает определенный процент населения, который имеет высокие зарплаты, то есть финансово обеспечены. Если говорить о том, что акцизы вырастут, то серьезно на продажах таких автомобилей это не отразится. Да, на первом этапе, наверное, будет какое-то падение продаж. Но если человек может позволить себе купить машину за 6-7 млн. руб., то почему он не может купить за 6,5 -7,5 млн?

Россия входит в Евразийский экономический союз, но размер акцизов устанавливает каждая страна самостоятельно, напоминает юрист налоговой практики Sameta Ирина Попова. Их плательщики – организации и индивидуальные предприниматели. Физические лица акцизы не платят, но если импорт тех же автомобилей массовый, то такого человека могут признать индивидуальным предпринимателем, замечает эксперт. Внутри страны акцизы уплачивают производители и учитывают их в стоимости своей продукции, — пишут «Ведомости».
В России среди премиальных марок лидирует Mercedes-Benz и BMW. При этом продажи первой марки с января по август этого года снизились на 5%, а второй — напротив, увеличились на 5%. «BMW Group Россия» не поддерживает какие-либо шаги, ведущие к увеличению фискальной нагрузки на бизнес или на потребителей. В компании считают, что это отразится на стоимости продукта и негативно скажется на продажах новых автомобилей.
Однако старший аналитик компании «Alpari» Роман Ткачук считает, что покупатели премиальных автомобилей ориентируются вовсе не на стоимость авто.

Доля таких автомобилей и так не очень высока была, и в принципе, их покупатели на другие факторы ориентируются при выборе. Поэтому, на мой взгляд,  на потребительские предпочтения не повлияет, но позволит немного пополнить российский бюджет. В долгосрочной перспективе это будет дополнительным фактором для покупателей автомобилей делать выбор в пользу более экологичных моделей. У нас общемировая тенденция — пересаживать на экологичные автомобили. Если в Европе на Евро-3, Евро-4 переходят, то  у нас тоже эти процессы постепенно проходят — мы идем в сторону более мелких и экологичных автомобилей, чтобы потребитель использовал автомобиль тех размеров, которые подходят, чтобы не делал выбор в пользу больших автомобилей и т.д.

Напомним, на днях российское правительство одобрило внеплановое увеличение акцизов и на автомобильное топливо. Это тоже должно привести к популярности  экологичных автомобилей.
Если говорить об общемировой тенденции, то  недавно китайские власти заявили, что намерены скоро полностью запретить выпуск и продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателям. Издание The Guardian отмечает, что КНР следует за Францией и Великобританией, которые также собираются отказаться от бензиновых и дизельных авто к 2040 году и перейти на экологически чистые автомобили с небольшими двигателями.

Светлана Кудрявцева,  Business FM Самара