В правительстве РФ предлагают сформировать страховой фонд за счет отчислений авиаперевозчиков на случай их банкротства

Поделиться

Неплатежеспособность авиакомпании «ВИМ-Авиа» привела к появлению предложений об использовании механизма страхования подобных рисков. Министр транспорта России Максим Соколов выдвинул идею формировать страховой фонд за счет регулярных отчислений авиаперевозчиков на случай их банкротства. По аналогии со страховым фондом, формируемым за счет отчислений туроператоров . К сожалению, это типичная для России ситуация, когда госчиновники пытаются переложить ответственность за собственные упущения и обложить новыми расходами подконтрольных им участников рынка. А страховой механизм совместной ответственности участников рынка представляется им как универсальное средство решения любых проблем. Информация о финансовых проблемах и вызванных этим регулярных задержках рейсов «ВИМ –Авиа» была известна Минтрансу давно. Однако чиновники позволяли авиакомпании продолжать деятельность и накапливать долги. Эти долги в итоге легли на тех туроператоров, которые неосмотрительно внесли в ВИМ-АВИА авансы в счет будущих авиаперевозок. Никто не мешал Минтрансу отслеживать финансовое состояние подконтрольной ему авиакомпании, остановить его деятельность и не допустить возникшего кризиса. Вместо того чтобы сделать выводы из возникшего кризиса, повысить эффективность и ответственность в своей работе Минтранс предлагает увеличить расходы всех отечественных авиа-перевозчиков на создание страхового фонда. Президент ВСС Игорь Юргенс уже высказался, сто страхование обойдется авиакомпаниям слишком дорого, а цена билетов может стать неконкурентоспособной. Если подобная инициатива Минтранса всё же примет силу закона, то возникнет и еще одна проблема: наиболее крупные и устойчивые авиаперевозчики будут субсидировать уход с рынка наиболее слабых игроков. От экспертов рынка прозвучало компромиссное предложение – создать вместо общего страхового фонда отдельные обеспечительные депозиты для каждой авиакомпании в размере ее 2 или 3 недельных расходов, чтобы гарантировать мягкий уход с рынка при неблагоприятных обстоятельствах. По аналогии с обязательными депозитами коммерческих банков в ЦБ. В любом случае даже такие компромиссные меры приведут к значительным дополнительным расходам отечественных авиаперевозчиков, которые работают в условиях ожесточенной конкуренции с иностранными авиакомпаниями.

Всего доброго, Олег Кокорев специально для Бизнес ФМ Самара