У потребителей появилось право расторгать договоры коллективного страхования

Поделиться

2018 год начинается с хороших новостей для потребителей страховых и банковских услуг: увеличения периода охлаждения и появлением права расторгать договоры коллективного страхования, навязанные банками при потребительском кредитовании. Теперь подробнее. Период охлаждения, ранее это были  5 рабочих дней с момента заключения договора страхования, позволяет страхователю отказаться от добровольного договора страхования с полным возвратом страховой премии. С 1 января  2018 года период охлаждения увеличился до 10 рабочих дней, т.е практически до 14 календарных дней. Период охлаждения был введен Центральным банком из-за потока жалоб на навязывание дополнительных страховок при оформлении ОСАГО, а также при оформлении банками потребительских кредитов. 5 дней было конечно маловато, во многих европейских странах период охлаждения составляет 30 календарных дней. Для российских граждан увеличение периода охлаждения до 10 рабочих дней – это уже большой шаг вперед. Навязывание дополнительных полисов, с которым можно бороться используя период охлаждения, происходит не только в ОСАГО, но и при выдаче потребительских кредитов банками. Банк реклаламирует выгодную процентную ставку, а когда клиент прошел согласование на выдачу кредита и уже ожидает деньги, ему предлагают дополнительно оформить полис страхования жизни, потери работы и т.д. Банковская комиссия при продаже таких страховок доходит до 95 % от стоимости полиса и фактически означает увеличение процентной ставки по кредиту сразу на несколько пунктов. Однако рациональный заемщик имеет право расторгнуть такой полис и вернуть деньги в соответствии с периодом охлаждения. В декабре 2107 года Верховный Суд также признал за заемщиками потребительских кредитов право на выход из договоров коллективного страхования с возвратом страховой премии в период охлаждения. Банки и страховщики придумали несколько лет назад такую хитрую схему как коллективное страхование заемщиков при потребительском страховании. При одобрении потребкредита заемщика включают в коллективный договор, который уже действует между страховщиком и банком. При этом клиент не контролирует параметры этого договора. Его кредит просто увеличивается за счет платежей в страховую компанию, большую часть которых банк сразу забирает себе как комиссию.  Включение страховок в тело кредита –это, итак, по моему мнению, самый грабительский способ зарабатывания банками на заемщиках. А в схеме коллективного страхования этот способ изъятия денег граждан усугублялся невозможностью выйти из коллективного договора до погашения кредита и невозможностью вернуть хотя бы часть уплаченной стразовой премии при досрочном погашении этого кредита. Банки объясняли, что раз заемщик не является страхователем по договору коллективного страхования ,то у него нет права на расторжение договора и возврат уплаченных денег, а только обязанность платить, сколько договорились между собой банк и страховщик.Но Верховный Суд разъяснил, что поскольку заемщик является и фактическим плательщиком по договору коллективного страхования, значит у него есть и право выйти из такого договора и вернуть деньги в период охлаждения, так же как если бы это был договор страхования, который он сам заключал. Будьте настойчивее и увереннее в защите своих прав. Удачи!

Олег Кокорев, специально для Бизнес ФМ Самара