У финансистов может появиться кодекс этики

Поделиться

Банк России разрабатывает кодекс этического поведения участников финансового рынка. Теперь к недобросовестной практике будут относить не только  манипулирование и инсайдерскую торговлю, но и  введение клиента в заблуждение аналитическими рекомендациями. Кодекс не будет  предполагать юридической ответственности, однако он должен  закрепить общие подходы к оказанию финансовых услуг. 

ЦБ приступил к разработке кодекса этического поведения для участников финансового рынка. Об этом изданию РБК сообщил директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях. По его словам, «задача кодекса — закрепить правила добросовестного поведения на финансовом рынке, чтобы обеспечить клиентам получение стандартизированных услуг в рамках общих принципов, исключить возможность двойного толкования тех или иных вопросов, а в конечном итоге — способствовать формированию цивилизованного, конкурентоспособного рынка». Например, нарушением кодекса этики будут считать введение клиента в заблуждение аналитическими рекомендациями; сообщение о том, что позиция открыта, когда на самом деле не открывалась; рекомендации покупать бумагу, которую сам участник покупать не планирует, а порой продаёт; умолчание об условиях предоставления услуги; увод клиентов и так далее. При этом кодекс будет носить рекомендательный характер, никакой юридической ответственности он не предполагает. Однако нарушение этики будет отрицательно влиять на репутацию самого участника рынка и на лояльность клиентов по отношению к компании, — рассказал в интервью Business FM Самара старший аналитик ИК «Фридом ФинАнс» Богдан Зварич:

Появление данного кодекса этики будет способствовать улучшению ситуации на рынке, улучшению поведения сотрудников, профучастников рынка. При этом он, наверное, не будет предполагать каких-то воздействий со стороны регулятора, только порицание определённых действий. Соответственно, здесь будет очень важно, как к этому отнесутся работодатели данных сотрудников, будут ли вводить какие-то меры, потому что основной негативный фактор для компании, когда сотрудник совершает подобные действия, — это, конечно, потеря репутации и снижение уровня лояльности клиентов по отношению к компании. Это является достаточно важным в финансовой сфере, потому что мы ведём разговор о деньгах, и для компаний очень важно лояльное отношение со стороны клиентов и налаживание полноценного контакта с ними. Если же сотрудник будет предпринимать действия, противоречащие кодексу этики, это может негативно сказаться на взаимоотношениях между компанией и клиентом.

По мнению эксперта, в качестве наказания компании могут, например, устанавливать штрафы для тех сотрудников, которые вводят клиентов в заблуждение и создают негативную репутацию.
Кодекс этики, скорее всего, станет эталоном для создания внутренних, корпоративных стандартов и кодексов поведения. Было ли нарушение этики — определит, скорее всего, руководство самих компаний, либо  специальные организации. А определять, был ли в действиях финансиста преступный умысел, будут по-прежнему правоохранительные органы и суд, — говорит управляющий партнёр адвокатского бюро «Карпов, Тараборин и партнёры» Сергей Карпов:

Грань между преступлением, мошенничеством, и не преступлением определяется исключительно правоохранительными органами сначала, когда они усматривают в каких-то действиях признаки состава преступления, а затем уже судом, когда он либо соглашается,либо не соглашается с соответствующей позицией правоохранительных органов. Если говорить именно о мошенничестве, то здесь как раз ситуация очень простая — есть соответствующие органы, которые дадут оценку данным действиям с точки зрения уголовного права. Если же говорить о вопросе, кто будет вообще рассматривать, были нарушены соответствующие этические нормы финансистами или не были, то — если будет разработан соответствующий «кодекс поведения», значит, будут выработаны определённые рекомендации о том, какой орган или саморегулируемая организация возьмёт на себя соответствующие обязанности оценки действия тех или иных лиц при условии, что эти лица добровольно согласятся подчиняться ее решениям или соответствующим образом дадут ей  право оценивать свои действия, поскольку здесь вопрос, конечно, очень сложный. Если взять какие-либо крупные корпорации уровня банков или финансовых компаний, то соответствующие рекомендации они могут принять и оформить в качестве обязательных норм поведения для своих сотрудников локальным  внутренним нормативным актом, тогда уже на уровне каждой конкретной организации и будет приниматься решение, кто будет оценивать этичность поведения.

Некоторые эксперты РБК связывают разработку кодекса этики с письмом аналитика Сергея Гаврилова, которое было опубликовано в СМИ и получило широкий резонанс. Напомним, этим летом директор по работе с состоятельными клиентами «Альфа-Капитал» Сергей Гаврилов отправил клиентам письмо с предупреждением о проблемах банка «Открытие», Бинбанка, МКБ и Промсвязьбанка. Три из упомянутых в нём банков — «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк — были в итоге санированы. После публикации письма, как сообщало издание РБК, автора вызывали для беседы в ЦБ. Оценка действий Гаврилова по итогам проводимой проверки еще не вынесена. Зато в Банке России отмечают, что разработка кодекса этики не связана с публикацией  письма. В «Альфа-Капитал» не ответили на запрос РБК о наличии документа, регламентирующего нормы этического поведения, а также о том, меняла ли компания стандарты работы после сообщения  Сергея Гаврилова.
Между тем РБК сообщает, что кодекс этики финансистов может появиться уже в этом году.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара