Страхование торговых помещений

Поделиться

Во второй половине 2017 года — начале 2018 в России произошла серия крупных пожаров в торговых центрах. Самым резонансным событием стало ЧП с человеческими жертвами в «Зимней Вишне» в Кемеровской области. Страховщики под влиянием этих негативных событий заявляют, что при приеме на страхование торговых помещений будут более тщательно проверять меры пожарной безопасности, и, возможно, с учетом роста убыточности при страховании торговых центров, поднимут страховые тарифы, а также чаще будут отказывать в приеме на страхование не оборудованных надлежащим образом торговых помещений.   Пока решений конкретных страховщиков по росту тарифов для торговых центров, по моим сведениям, еще не было. Отмечу, что независимо от серии пожаров уже несколько лет ухудшается ситуация с доступностью страхования остатков товаров на складах, в том числе и в торговых центрах, так как отдельные страховщики прекратили принимать этот риск на страхование из-за случаев мошенничества со стороны владельцев залежалого товара, возникшего в условиях низкого спроса во время экономического кризиса. Собственникам торговых помещений, арендаторам торговых и складских площадей есть повод задуматься об использовании тех возможностей страхования, которые сейчас есть, но доступность которых ближайшее время может уменьшиться. Депутаты Государственной Думы тоже озабочены ростом пожаров в торговых центрах и опасаются повторения ужасных событий и в торговых помещениях, и в более широком смысле, в местах большого скопления людей. Они начали обсуждение с страховщиками идеи обязательного или вмененного страхования ответственности владельцев объектов, где возможны массовые человеческие жертвы при страховых случаях. Я – не поклонник обязательных видов страхования, когда бизнесу выкручивают руки, потому что кому-то было выгодно пролоббировать соответствующий закон. На мой взгляд, можно было бы использовать опыт определения ответственности метрополитена в России в законе об обязательном страховании перевозчиков. У метро особый статус, у него нет обязательного страхования ответственности перевозчика. При колоссальном объеме перевозок это экономически не целесообразно. Но для метрополитена законом прописана ответственность перед пассажирами за вред жизни, здоровью и имуществу. При утрате пассажиром жизни родственникам полагается выплата 2 млн. 25 тысяч рублей. При травме пассажира ему метрополитен обязан произвести выплату по специальной таблице. Подобное законодательное, детальное описание ответственности перед посетителями можно сделать и для бизнеса, общественных учреждений. Чтобы они осознали груз этой ответственности и добровольно, если пожелают, приняли решение о страховании своей ответственности. Хотя пока непонятно, к чему приведут инициативы депутатов Госдумы, есть еще одна важная тенденция. Суды все выше стали оценивать ценность утраченной человеческой жизни и моральный вред, т.е. материальный аналог душевных страданий родственников погибших. Компенсации морального вреда по решению суда семьям погибших в автоавариях уже составляют миллионы рублей. Поэтому владельцам бизнеса, связанного с обслуживанием большого потока посетителей, нужно уже сейчас готовиться к возможным многомилионным искам и заранее от них страховаться.

Всего доброго, Олег Кокорев специально для Бизнес ФМ Самара