Самару ждут дальнейшие изменения к Чемпионату мира по футболу

Поделиться

старая с

Депатрамент строительства и архитектуры города объявил конкурс на разработку проекта единой архитектурно-художественной концепции Самары. На эти цели направят около 19 млн рублей из городского бюджета. К единому стилю планируется привести участки в границах гостевых маршрутов Чемпионата мира по футболу. Эксперты не исключают, что внешний вид зданий, не вписывающихся в новую концепцию, будут обновлять за счет собственников.  

О том, что город ждут преобразования к Чемпионату мира по футболу, было известно уже давно. В первую очередь, власти планируют привести в порядок внешние фасады зданий, часть из них уже ремонтируют. Однако на этом дело не остановится. Городской департамент строительства и архитектуры объявил конкурс на разработку проекта единой архитектурно-художественной концепции Самары. Планируется привести к общему стилю участки в границах гостевых маршрутов мундиаля, включая ремонт фасадов, кровель зданий и сооружений. На эти работы потратят около 19 млн рублей из городского бюджета. Итоги конкурса подведут в конце августа, проект должны разработать за 4 месяца после заключения контракта. Город давно нуждается в общей архитектурной концепции, поэтому любые действия в этом направлении положительно скажутся на его внешнем облике, важно, чтобы разработчики учли особенности столицы региона, считает глава комитета по строительству Торгово-промышленной палаты Самарской области Андрей Кичаев:

Наличие концепции под общим названием «Красивый город», абсолютно необходима любому городу. Должна быть система, при которой серое или некрасивое здание не должно появиться. Самара отличается от других городов тем, что у нее такой концепции никогда не было, по крайней мере, за последние 10-15 лет. Градостроительный комитет Самары эту тему, к сожалению, не курировал. Соответственно, у нас получился серый город. Сегодня любые шаги, направленные на улучшение его внешнего облика, нужны. Другой вопрос, что это может быть слишком маленький кусочек, то есть оформление каких-то отдельных улиц. Это полезно, но нужно говорить об общей концепции «красивый город», а вот этого, пока, нигде, к сожалению, не слышно. Старая часть города должна остаться, она должна иметь высоту не более 4х этажей, например, в ней должен быть свой архитектурный ансамбль общего плана и это будет той изюминкой, которая есть в городе.

Согласен с этой позицией историк и краевед, старший научный сотрудник Самарского литературного музея Михаил Перепелкин. На его взгляд, проект общей архитектурной концепции должен включать весь город, а не отдельные его части, чтобы не превращать столицу региона в «лоскутное одеяло»:

Все, что сохранилось, прошло через столько лет, через войны и революции, бесценно. Поэтому, сегодня, принимая решение о сносе или существенном изменении, надо помнить о том, что не наше дело расставлять окончательные оценки, наше дело — максимально сохранить. Хочется надеяться, что эта стратегия будет выработана с учетом того, что мы далеко не все знаем об истории города и о том, что происходило в каком-то конкретном доме, здании. Для туристов мы сегодня какие-то кварталы отстроим, отремонтируем, но это, в конце концов, город превращает в лоскутное одеяло. Конечно, нужно выработать эту стратегию, или, может быть, отреставрировать один участок. В конце концов, не для 1918 года ремонтируем, а для будущего, для десятилетий и столетий.

Как отмечает заведующий кафедрой инновационного проектирования в Самарском государственном архитектурно-строительном университете, профессор Сергей Малахов, важно, чтобы разработчики концепции не создали в городе потемкинские деревни по пути проезда туристов. Он отмечает, что искушенных иностранцев невозможно поразить новыми постройками, особый интерес во всем мире вызывают исторические здания, дошедшие до наших дней, на их реконструкции, по мнению Сергея Малахова и стоит сосредоточиться:

Я думаю, что здесь приняты какие-то приблизительные решения. Возникают расстояния достаточно серьезные между территорией будущего стадиона и историческим центром. Параллельно еще будут возникать вопросы по поводу этих декораций или преобразований по ходу движения транзитов. Поэтому, историческим исследованием здесь не ограничиться. Здесь нужно понимать, что автобусы с туристами будут миновать существующие микрорайоны. В целом это будет достаточно сложной задачей. Но она, наверное, будет сводиться к потемкинскому варианту оформления города с учетом ограниченного бюджета. А что касается лоскутности, то у меня таких опасений нет. Исторический город ценится во всем мире, когда он сохраняет свой естественный вид. Например, в Венеции или Флоренции людям даже в голову не придет подкрашивать фасады по тем маршрутам, по которым ходят туристы. Нет никакого смысла для искушенных туристов делать привлекательные покрашенные фасады. Другое дело — проводить более или менее качественную реставрацию, тогда это все заметят. В любом случае, программа проекта должна быть опубликована, тогда будет понятно что они имеют ввиду под этим оформлением. Скорее всего, деньги будут выделены просто на покраску фасадов и благоустройство тротуаров.

Отметим, победитель конкурса должен будет продумать систему городской навигации, пешеходное и парковочное пространство, а также внешний облик фасадов домов, витрины на первых этажах и многое другое. Пока проект не готов, нельзя точно сказать за чей счет будет вестись переустройство, однако, по мнению депутата самарской губернской думы, зампреда комитета по строительству и транспорту Алексея Чигенева, проблем с предпринимателями быть не должно, они сами будут заинтересованы в реконструкции, так как это привлечет к ним больший поток покупателей:

На всех крупных соревнованиях, всегда частный бизнес очень был заинтересован в том, чтобы им досталось право размещать рекламу этих соревнований. Наверное, и у нас эти структуры без проблем сами за свой счет будут обустраивать свой фасад, свою витрину в той концепции, которая утвердится для проведения Чемпионата мира по футболу.

Сейчас сложно предсказать объем работ по будущему проекту, однако, эксперты сходятся во мнении, что главным условием для архитекторов должно остаться сохранение исторической части города.