Самарские компании попали в рейтинг ОНФ по закупкам сверхдорогих машин

Поделиться

Общероссийский народный фронт составил «Индекс расточительности», в который попали госкомпании и компании-монополисты, пытавшиеся в этом году приобрести сверхдорогие автомобили. Составители рейтинга искали машины через сайт госзакупок. В мониторинг ОНФ попали компании из 14 регионов страны, которые объявили закупки автомобилей на общую сумму 132 млн руб. Есть в этом рейтинге и три самарские компании. 

Антикоррупционный проект ОНФ «ЗА честные закупки» представил новый «Индекс расточительности». Эксперты проекта составили список из 25 самых дорогостоящих автомобилей, которые обнаружены в закупках госкомпаний и фирм-монополистов за текущий год. Большинство запросов исходило от компаний, чьи контрольные пакеты принадлежат государству — через Росимущество. В мониторинг ОНФ попали компании из 14 регионов страны, которые объявили закупки автомобилей на общую сумму 132 млн руб. Среди самых «востребованных» марок машин оказались продукты автоконцернов Германии и Японии. Лидером по популярности стал Мерседес – закупку моделей этой марки заказали все три лидера рейтинга. Возглавила «Индекс расточительности» компания ООО СК «ВТБ Страхование» из Москвы, которая принадлежит ПАО «ВТБ». Компания заказала себе Mercedes-Benz S-Class стоимостью почти 11 млн руб. В технической документации в качестве требований указывались декоративные элементы из коричневого полированного корня ореха, панорамная сдвижная крыша с электроприводом, мультиконтурные задние сидения с функцией массажа, двухцветная обивка салона из полианилиновой кожи. Также в тройке лидеров два  представительских Mercedes-Benz S-500, которые собирались приобрести «Самарская сетевая компания» и «Башспирт», 100% акций которой принадлежат Минземимуществу Республики Башкортостан. Для энергетиков машина закупалась с холодильником в спинке заднего сиденья, для «Башспирта» — с функцией ароматизации, ионизации и фильтрации воздуха, а также с часами, дизайн которых разрабатывался для Maybach.
Самарские компании, кроме второго места, заняли в рейтинге расточительности еще девятое и двадцатое, — рассказал в интервью Business FM Самара активист ОНФ, координатор проекта «ЗА честные закупки» в Самарской области Вадим Нуждин:

На втором месте оказалась АО «Самарская сетевая компания» с закупкой Mercedes-Benz S-Class S 500 4Matic L за 8,4 млн руб. На  девятом месте АО «Авиаагрегат» с закупкой Toyota Land Cruiser на сумму 5 млн 600 тыс. И на двадцатом месте «Чапаевский механический завод» с закупкой легкового автомобиля на сумму 3,5 млн руб. Когда эти закупки выходят в публичную плоскость, публикуются на сайте Zakupki.gov, активисты обращают на это внимание. Хотя в правовом поле госкорпорациям никто не запрещает закупать такие дорогие машины, но мы всегда говорим в работе с заказчиками: уважаемые, есть постановление правительства от 2 сентября 2015 года в котором федеральному министру (!) запрещено приобретать автомобиль дороже 2,5 млн руб. А мы видим, что какое-то ООО пытается закупить себе машину стоимостью в 2-3 раза дороже, чем может себе позволить федеральный министр. Мы все время говорим: ребята, вам дали четкий ориентир. Если даже нет закона, вы хотя бы по сторонам смотрите, что происходит. В стране, когда все борются за экономию   и пытаются добиться того, чтобы эффективно тратилась каждая копеечка,  госорпорации позволяют себе вот такие непонятные вещи.

Некоторые компании, вошедшие в „Индекс расточительности“ ОНФ, де-юро не являются государственными. Однако они монопольно предоставляют важнейшие услуги населению – водоснабжение, электроэнергия – и получают с населения деньги в виде оплаты тарифов. Поэтому в ОНФ убеждены, что такие компании обязаны отчитываться о своих закупках публично и так же подвергаться критике, как компании государственные.
После того, как активисты сообщили компаниям, что их тендеры попали в список «сомнительных» закупок, некоторые закупки были отменен, либо значительно снижены в цене, — говорит активист ОНФ Вадим Нуждин:

 

Индекс строился, исходя из того, что не важно, состоялась закупка, не состоялась. Важен сам факт того, что закупку пытались провести. Из-за того,что она попала на официальный сайт (с этого момента  считалось, что такие намерения у должностных лиц были), она попала в «Индекс». Многие закупки, которые находятся в «Индексе», сейчас отменены, многие закупки переделаны. Это касается и Самарской области тоже. То есть цена снижена, и с отдельными заказчиками был серьезный, обстоятельный разговор, и они потом, когда уменьшали свою сумму в несколько раз, спрашивали у нас: вас это удовлетворяет? Естественно, мы смотрели, какая остается цена, и говорили, что да, сейчас это примерно в какие-то рамки входит, опираясь на постановление правительства от 2015 года. Порадовало то, что в этом «Индексе» нет самарской компании «Газпром Трансгаз Самара», которая неоднократно попадала в поле нашего зрения, и мы знаем, что наш сигнал дошел до верхнего руководителя компании. Самарскому должностному лицу, я так думаю, было сделано какое-то определенное внушение, и мы в 2017 году уже не видем таких закупок.

Координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки» Антон Гетта отмечает, что  часть госкомпаний уже ввели у себя нормирование. Но системно проблема так и не решена. Правительство должно учесть опыт ответственных госкомпаний и централизованно отрегулировать эту сферу. Письмо с соответствующим запросом и предложениями ОНФ отправлено в Министерство финансов РФ.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара