Самарские депутаты хотят добиться серийного производства авиадвигателя НК-93

Поделиться

Депутат Михаил Матвеев просит российское правительство поддержать производство авиадвигателя НК-93, созданного на самарском оборонном заводе «Кузнецов». Парламентарий подготовил проект обращения к премьер-министру и внес его на рассмотрение в губдуму.

Разработка авиадвигателя НК-93 началась на самарском заводе еще в 80х. В результате было изготовлено 10 опытных экземпляров. В 2007 году летные испытания агрегата подтвердили, что аналогов ему нет не только в России, но и за рубежом, пишет в своем обращении к премьер-министру депутат Матвеев. Парламентарий считает, что двигатели этой серии до сих пор более эффективны, чем у других аппаратов и поэтому на заводе «кузнецов» необходимо запустить серийное производство данного типа агрегатов. Депутат предлагает привлечь к процессу инвесторов и заинтересованные организации. Для начала придется довести НК-93 до современного уровня. По мнению некоторых[ специалистов, на инженерные доработки самарского двигателя потребуется около 2 млрд рублей. Плюс еще 3 млрд на изготовление опытного образца. В любом случае это будет в десятки раз дешевле, чем разработка агрегата с нуля. К слову, новый авиадвигатель планируют создать на заводе «ОДК-Пермские моторы», который, как и самарский завод «Кузнецов», входит в объединенную двигателестроительную корпорацию. Общий объем инвестиций в пермский проект составляет 180 млрд руб. Их двигатель будет готов не ранее 2027 года. Для сравнения самарский НК-93 можно модифицировать за три года, пишет депутат в своем обращении. Говорит Михаил Матвеев:

«В то время когда на протяжении 10 лет сдерживался запуск серийного производства самарского двигателя, который по оценкам специалистов опережает аналоги, появилась информация, что в Перми планируется разработка двигателя. По своим характеристикам он должен достичь тех же параметров, которые уже существуют у НК-93. Таким образом это окончательно поставит крест на доработке самарского двигателя, но и приведет к огромным потерям государственных денежных средств».

Между тем не все эксперты согласны, что доработка уже существующего двигателя НК-93 в итоге обойдется дешевле, чем создание нового. Главный редактор отраслевого портала «Aviaru Network» Роман Гусаров считает, что возвращаться к НК-93 не стоит. Вот что он рассказал Бизнес ФМ Самара.

«Для своего времени НК-93 был революционной разработкой. И во многом обгонял время. Возможно, именно по этой причине работы по нему не довели до конца. Все закончилось на пытных экземпляра. Может быть не довели потому что не нашли для него воздушного судна. Он очень большой и не помещается под крыло ни одного гражданского самолета. Наука двигателестроения ушла далеко вперед. Используются другие технологии, материалы. И тот двигаетль дорабатывать не имеет смысла. Уйдет не мало времени, ресурсов,а в это время двигателестроение шагнет еще вперед. Да и те, кто когда-то боролся за развитие НК-93 признали сейчас, что не стоит возвращаться в прошлое, а нужно разрабатывать новое».

Руководство завода «Кузнецов» придерживается похожего мнения. Об этом они заявили во время встречи с самарскими депутатами и их коллегами из комитета Госдумы по обороне. Несмотря на это депутат Матвеев планирует и дальше отстаивать самарские интересы. Автор обращения уверен, что данный вопрос нужно решать на федеральном уровне. Обращение поддержать производство двигателя НК-93 получит не только премьер-министр, но и президент страны Владимир Путин. Ему аналогичное письмо передаст лидер КПРФ Геннадий Зюганов на предстоящей встрече с руководителями политических партий. Кроме того, в декабре этого года в Госдуме пройдут закрытые слушания по проблеме самарского двигателя.

Наталья Грецова, Бизнес ФМ Самара