Роскосмос назвал официальную причину инцидента с самарской ракетой “Союз”

Поделиться

18150138.964668.7134Неудачный апрельский старт комплекса “Союз”-”Прогресс” вызван неучтенной конструктивной особенностью. Как выяснила Госкомиссия, конструкторы не учли различия в характеристиках ракеты и грузового модуля.

Завершившая свою работу госкомиссия подтвердила, что причиной неудачи стало повреждение грузового корабля “Прогресс”, которое он получил во время отделения от третьей ступени “Союза”. Как сообщает Роскосмос, имела место некая конструктивная особенность частотно-динамических характеристик связки корабля и ракеты, которая не была учтена конструкторами при подготовке к старту. ТО есть причина в вибрации, говорит редактор журнала “Новости космонавтики” Игорь Афанасьев:

С чисто технической точки зрения получается, что при выведении корабля на орбиту с помощью ракеты-носителя “Союз” в связке третьей ступени и корабля возник резонанс, который привел к разрушению элементов либо корабля либо ракеты-носителя. То есть ступень ракеты стала колебаться, ее собственные частоты колебания совпали с какими-то наведенными. В результате конструкция не выдержала и из-за динамических перегрузок, возникших при резонансном колебании, что-то разрушилось. Вообще у меня тут возникает больше вопросов, чем ответов. В частности, это все-таки уже второй полет корабля “Прогресс” на этой ракете. Первому не было ничего. Кроме того, это далеко не первый полет этой ракеты-носителя в новой модификации, и таких явлений до этого не было. Честно говоря, я бы дождался нормальной пресс-конференции, и послушал бы, как развивались события — мне вот что интересно.

Напомним, 28 апреля вместо того чтобы через 6 часов после старта причалить к МКС, “Прогресс” после отделения от “Союза” закинуло на 30 километров выше расчетной орбиты. Управление им было потеряно. После этого, хаотично вращаясь, космический грузовик начал падать и через несколько дней сгорел в плотных слоях атмосферы. Его обломки утонули в Тихом океане. В середине мая глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил, что по предварительным данным на самарской ракете раньше времени развалились баки с топливом. Ничего такого не происходило во время предыдущего старта связки Союз-Прогресс. Тот пуск был произведен успешно. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш отмечает, что гораздо большую тревогу, чем нестабильность работы непилотируемых комплексов, вызывает безопасность космонавтов, которых “Союзы” в этом году повезут к МКС:

Есть такой закон Мерфи: если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдет не так. И то, что в прошлый раз эта связка “Союз”-”Прогресс” сработала нормально — что ж, повезло. Бывает. Меня немного беспокоит другое: на схожих типах “Союзов” выводятся в космос пилотируемые корабли “Союз”. Они тоже (как и “Союз” с “Прогрессом” — ред.) бессчетное число раз подвергались различным модификациям. И у меня возникает вопрос: все ли испытания и полном ли объеме были проведены про постановке на конвейер модификаций ракеты-носителя “Союз” и корабля “Союз”. Я думаю, что этот вопрос задали и руководителям космической отрасли, иначе следующий старт “Союза” не был бы отложен.

Скорректированный график программы пилотируемых пусков на 2015 год Роскосмос определит 9 июня. Как утверждают в Роскосмосе, ограничений по дальнейшей эксплуатации самарского «Союза-2.1а» с другими космическими аппаратами, кроме “Прогресса”, не выявлено.