Реформа МСУ в Самарском регионе — удалась или провалилась?

Поделиться

Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров распорядился проанализировать реформу местного самоуправления, проводимую его предшественником Николаем Меркушкиным. В 2015 году в регионе отменили прямые выборы мэров, а Самару разделили на районы, в каждом из которых сформировался свой совет депутатов, а также появились управляющие микрорайонами. Спустя два года некоторые эксперты говорят о плюсах подобных нововведений, другие утверждают, что реформа МСУ в Самаре провалилась. 

Осенью 2015 года в Самарском регионе началась масштабная реформа органов местного самоуправления. Это был пилотный проект, его продвигал бывший губернатор Николай Меркушкин под эгидой приближения городской власти к народу. В результате у того же народа забрали право выбирать себе мэра, а депутатов стало в  разы больше. Самару разделили на 9 внутригородских районов, в каждом из которых стали избирать свой совет депутатов. Как напоминает ИА REGNUM, выборы в районные советы депутатов первого созыва в Самаре сопровождались громкими скандалами. 40 кандидатов от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» заявили о своём отказе участвовать в избирательной кампании из-за административного прессинга со стороны регионального руководства. Тем не менее были избраны в райсоветы 284 депутата. А затем были созданы 355 общественных советов микрорайонов, которые возглавили назначенные властью управляющие.
Врио губернатора Дмитрий Азаров,  возглавлявший в Совфеде комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, решил проанализировать последствия реформы МСУ. Депутатам пришло распоряжение предоставить  информацию о динамике письменных обращений граждан и посещений личных приёмов. Об этом в своём блоге написал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, сам он считает, что реформа МСУ в Самаре провалилась:

На выходе это нагромождение различных муляжей демократии привело к обратному эффекту. Власть не только не приблизилась к народу, но она существенно от него отделилась. Если раньше мы имели выборных мэров, фамилии которых мы знали, и для них мнение горожан что-то значило, то нынешнему руководству города наплевать абсолютно на то, что о нем думают люди. Потому что народ исключен, он перестал быть субъектом каких-то политических и кадровых решений. Одна из колоссальных проблем, которая была создана Меркушкиным в этой модели, заключается в том, что мало того, что система стала весьма и весьма разветвлённой, она еще и вся переведена им на общественные начала. У нас даже председатели районных дум не получают зарплату, то есть всех людей заставили работать бесплатно. Эта ситуация мне хорошо известна, потому что я два созыва отработал заместителем председателя комитета по местному самоуправлению, я знаю настроения людей, когда их заставляют и нагибают на каждых выборах что-то делать, но бесплатно. Естественно, если Азаров столкнётся с этим желанием людей получать деньги, то экономически он поймёт, что выгоднее иметь одну городскую думу, чем девять районных.     

Однако есть и другое мнение. О том, что реформа местного самоуправления удалась, — говорит глава Промышленного района Самары Минахмет Халиуллов:

Если раньше, 2-2,5 года назад, человек обращался к депутату, ему надо было идти к городскому депутату или губернскому депутату со своим вопросом, или начинали писать губернатору, мэру города, чуть ли не до президента страны доходили. На данный момент есть районные депутаты.  В частности, у нас в Промышленном районе 40 районных депутатов, и мы делегировали  9 представителей уже в городскую думу. Мы работаем на местах. Если человек пришёл решить мелкие вопросы, скажем, поставить скамеечку, заасфальтировать ямку, посадить дерево — уже эти вопросы, проблемы мы решаем на местах. Мы формируем уже на сегодняшний день районный бюджет, и на основании районного бюджета мы можем планировать, где какие виды работ произвести. Видно, какие работы производятся депутатами. Кому-то, может быть, это не нравится. Но на самом деле, я считаю, что реформа пошла на пользу. В первую очередь, жителям. Депутаты тоже  отработали хорошо.

О том, с какими трудностями приходилось столкнуться в работе, рассказывает депутат райсовета Самарского района Аркадий Лазарев:

В первый же год, в первые месяцы люди шли, можно сказать, толпами на приёмы к депутатам абсолютно по любым вопросам — по капитальному ремонту, по текущим крышам, по текущим трубам. Соответственно, такие письма отправлялись в администрацию, в Фонд капитального ремонта, и депутаты получали отказы на свои письма. У нас получилось так, что человек  перестал напрямую общаться с чиновником, потом появились у нас управляющие микрорайонами, которые начали получать зарплату. И вот в этой неразберихе люди не просто не поняли, что им делать, а они еще больше запутались. Даже чиновники, наверное, на депутатов не сильно реагировали. В данный момент я не вижу никакой деятельности абсолютно. Ни райсоветов, ни городской думы. Все, так скажем, встали и стоят, ничего не делают. Лишь единицы пытаются работать. Но как только они начинают заниматься общественной деятельностью и помогать людям, сразу им начинают бить по рукам, либо отвечать отписками, либо игнорировать.    

По словам депутата Михаила Матвеева, только три российских субъекта внедрили реформу МСУ —  Челябинск, Самара и Махачкала. При этом в Челябинске реформу уже признали неэффективной и собираются от нее отказаться. Откажется ли от реформы Дмитрий Азаров — можно только предполагать. Тот же Михаил Матвеев даёт несколько вариантов развития событий. Например, губернатор ничего не будет менять, польстившись на ранее выстроенную вертикаль власти. Второй вариант — Азаров может отложить изменения до конца полномочий райсоветов Самары, то есть до 2020 года. Либо третий возможный исход событий — инициировать досрочный роспуск райсоветов и выйти на совмещённые прямые выборы губернатора в сентябре 2018 г с выборами мэров Самары, Тольятти и городских дум. В этом случае  Азаров повысит явку и сможет перезапустить всю систему областной власти.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара