Представители налоговой службы рассказали о реализации кассовой реформы в Самарской области

Поделиться

С 1 июля этого года наступил срок перехода на новую систему контрольно-кассовой техники или ККТ. Новые кассы обеспечивают передачу информации о расчётах в электронном виде в адрес налоговых органов в режиме онлайн. Сегодня новая технология работает в масштабах всей страны. Что грозит нарушителям? Есть ли плюсы у новой системы? На эти и другие вопросы в студии Business FM Самара ответил заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Самарской области Дмитрий Станотин. С ним беседовала Юлия Жданова.

(Ю.Ж.) Дмитрий Вячеславович, расскажите о новой системе контрольно-кассовой техники, что она собой представляет?

(Д.С.) Действительно с 1 июля 2017 года наступил срок, с которого все организации и ИП при расчете с населением должны использовать контрольно-кассовую технику нового образца. Технология новая работает в масштабах всей страны. На текущий момент на территории РФ зарегистрировано почти уже 900 тыс. контрольно-кассовой техники нового образца, а выдано около 70 млн. чеков. Это официальные данные ФНС по России. Если брать Самарскую область, то на текущий момент зарегистрировано почти 16, 5 тыс. контрольно-кассовых аппаратов нового образца. Ежедневная цифра регистрации от 200 и выше. Весь смысл данного закона, если говорить в двух словах, в том, что при расчете кассовый чек будет выдаваться как в бумажном виде, так и формироваться в электронном виде и выгружаться на сервер оператора фискальных данных для последующей обработки федеральной налоговой службой. Чтобы планово подойти к этому моменту, несмотря на то, что 1 июля уже наступило, но зафиксировано, и это подтверждает ряд субъектов, Самарская область не исключение, имела место быть задержка поставки такого нового оборудования. В связи с этим Минфин РФ выпустило письмо о том, что если налогоплательщик заранее заказал контрольно-кассовую технику, но по какой то причине в срок эту технику не получил, то в этом случае налоговый орган не будет применять штрафные санкции в отношении налогоплательщика за неприменении ККТ нового образца.

(Ю.Ж.) Есть ли в новой системе какие-то плюсы?

(Д.С.) Плюсы, в первую очередь, есть как со стороны самих налогоплательщиков, которые вынуждены переходить на контрольно-кассовую технику нового образца, но при этом на них ложатся не только издержки по приобретению ККТ, но и ряд преимуществ они получают. Так, конкуренция становится наиболее чисто и прозрачной, поскольку если раньше выявлять тех налогоплательщиков, которые не применяют ККТ было достаточно сложно и отслеживать выручку по кассе возможности в принципе не было. Сейчас, поскольку есть такая техническая возможность, то и выявлять недобросовестных налогоплательщиков становится элементарно. Помимо всего прочего техническая возможность новых касс позволяет руководителям организаций отслеживать выручку по каждой кассе в режиме онлайн, т.е. не находясь даже на торговой точке. Это можно сделать через личный кабинет. Регистрация ККТ теперь осуществляется также через сеть Интернет. Необходимость предоставления кассы в налоговую инспекцию отсутствует. Кроме того, визиты инспекторов налоговой службы будут сведены к минимуму, поскольку все данные у нас будут в режиме онлайн. Так же закон позволяет самостоятельно устранять ошибки до того момента, пока налоговый орган не узнал о фактах, допустим, невыгрузки чека, либо еще каких то нарушениях. В этом случае так же налогоплательщик будет освобождаться от нарушения.

(Ю.Ж.) Как часто нужно менять кассовый аппарат или обновлять его?

(Д.С.) В составе контрольно-кассовой техники было такое понятие как ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная). Периодичность ее замены также была установлена федеральным законом. Кстати, напомню, что раньше по старому закону необходимо было заключать договор с центром техобслуживания и платить определенную абонентскую плату, теперь такой обязанности у налогоплательщика нет. Всю работу с новыми кассовыми аппаратами можно осуществлять самостоятельно, либо один раз привлечь какого то специалиста. На замену ЭКЛЗ пришел тот самый фискальный накопитель, который обеспечивает выгрузку оператору фискальных данных для последующей обработки налоговой службы. Срок действия этого фискального накопителя от 13 месяцев до 36, в зависимости от категории налогоплательщика. Т.е. как только этот срок проходит, налогоплательщику необходимо заменить этот фискальный накопитель и дальше осуществлять работу на той же самой контрольно – кассовой  технике, которая приобретена. Сейчас идет вторая волна, до 1 июля 2018 года, это ряд налогоплательщиков  — это патент, ЕНВД, которые должны будут поменять контрольно-кассовую технику. Плюс торговля непродовольственными товарами на рынках. Т.е. сейчас мы ожидаем вторую волну налогоплательщиков, она, наверное, будет наименее осведомленной, чем первая, потому что все же это именно малый бизнес, который часто забывает проверять обновления законодательства. В связи с этим, на территории всех инспекций продолжают работать открытые классы, куда может прийти любой налогоплательщик. Они абсолютно бесплатные. Помимо всего прочего, совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей проводятся периодические встречи в районах области.

(Ю.Ж.) Что грозит предпринимателям, которые всё-таки не приобретут ККТ?

(Д.С.) Зачастую позиция многих налогоплательщиков была в том, что им проще не применять контрольно-кассовую технику, заплатить определенного размера штраф, который был по сравнению с той выручкой, которую они сокрыли от бюджета несущественным. Т.е. теперь поправки в КоАП исключают такую ситуацию. Теперь штрафные санкции по статьям, которые предусматривают ответственность за неприменение ККТ, либо применение ККТ неустановленного образца, пропорциональны сумме непробития по чеку. Если мы говорим о физических лицах. Для должностных лиц штраф будет составлять от ¼ до ½ суммы непробития по чеку, но не менее 10 тыс. рублей. Для юридических лиц штраф составит от ¾ до всей суммы непробития по чеку, но не менее 30 тыс. рублей. Помимо всего прочего, за повторное нарушение указанных статей предусмотрена и дисквалификация должностных лиц на срок до 2-х лет и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Т.е. штрафные санкции действительно существенные.