Правительство разрешило госкомпаниям засекретить поставщиков и подрядчиков

Поделиться

Дмитрий Медведев освободил госкомпании от обязанности раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты. По старым правилам, госкомпании обязаны были публиковать не только сведения о заключенных договорах, об их исполнении и прекращении, но и сами договоры. Исключение информации о подрядчиках и субподрядчиках из реестра договоров затруднит поиск данных, а это поможет обойти антироссийские санкции. Как оценивают постановление эксперты?

Председатель правительства Дмитрий Медведев освободил госкомпании от обязанности раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты. Подписанное им постановление разрешает госкомпаниям ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе, цене закупки – без данных о победителе. По старым правилам, госкомпании обязаны были публиковать не только сведения о заключенных договорах, об их исполнении и прекращении, но и сами договоры. Исключение информации о подрядчиках и субподрядчиках из реестра договоров затруднит автоматизированный поиск данных, однако это не позволяет говорить о полной закрытости и почве для коррупционной составляющей, — считает директор компании «Эксперт-Центр» Владимир Боксеров:

Приостанавливают обязательства заказчика по опубликованию информации о подрядчике в реестре контрактов, затрудняют функцию автоматизированного поиска этой информации посредством каких-то поисковых систем. Там какая система? Подаются заявки, наступает день окончания подачи заявки, подведение итогов. После этого выпускается протокол подведения итогов, где участники закупки смотрят, кто победил и почему. Так от эта информация все равно будет публиковаться. Информацию о победителе се равно можно будет узнать, зайдя в конкретную закупку, а не в реестр контрактов. Это две разные страницы в Единой Информационной системе. Убирают также обязательства заказчика раскрывать информацию о субподрядчиках, то есть он может раскрыть, а может и не раскрывать — как хочет. Чего я боялся, когда начинал изучать это постановление, — что будут публиковаться протоколы подведения итогов в обезличенной форме. Грубо говоря, моя компания, еще какя-то, моего партнера — мы се подаем заявки, а потом нам даже не говорят, кто победитель. Здесь да, есть серьезный коррупционный маневр. Но этого не будет, потому что в протоколе будет видно, кто победил, и будет нельзяя допустить такую возможность, что нулевая компания заберет крупный объект. Грубо говоря, если в реальности такое случается, то конкуренты начинают писать во все  инстанции, и это работает.

В том, что это мера на сегодняшний день является необходимой, уверен и активист ОНФ, Руководитель проекта «За честные закупки» Вадим Нуждин:

В целом за 2016 год госкорпорации потратили почти 26 трлн рублей. К сожалению, слишком маленькая конкуренция среди поставщиков, которые выходят на закупки госкорпораций. Что касается данного постановления, я думаю, что перечень сфер, которые подпадут под закрытое состояние, будет не очень большим. И это действительно необходимо, чтоб не подставлять те структуры, которые в настоящий момент могут попасть из-за выполнения нужных для правительства работ под санкции стран, которые всячески хотят препятствовать развитию в России.

Нужно отметить, что это мера временная —  до 1 июля 2018 г. И связана она с попыткой обойти антироссийские санкции. Компании ранее уже страдали из-за работы с контрагентами, которые оказались под санкциями, — пишут «Ведомости».  А с февраля риски вырастут еще сильнее. Тем, кто после 2 августа 2017 г. совершил «существенную транзакцию» с российской компанией из составленного госдепартаментом перечня, грозят те же санкции, что и российскому бизнесу (замораживание счетов, ограничение экспорта американских товаров в адрес нарушителя, запрет на займы в США, отказ в американских визах). В перечне «Ростех», «Вертолеты России», «Созвездие», «Сухой», «Калашников», «Оборонпром», УВЗ, «Рособоронэкспорт» и другие компании.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара