Погодные условия стали причиной отмены сотни рейсов по всей стране

Поделиться

Погодные условия повлияли на работу как наземных, так и авиаслужб. Некоторым авиакомпаниям пришлось задержать и даже отменить свои рейсы. На что могут рассчитывать пассажиры в таких ситуациях?

Последние пару дней снежный коллапс стал причиной сбоя в работе многих авиакомпаний. Накануне в ряде российских городов из-за погодных условий были задержаны или отменены сотни рейсов, в общей сложности около 400. Некоторые из самолетов ждали разрешения на полет с пассажирами на борту. Больше всего проблем с задержками рейсов было у «Аэрофлота» в Шереметьево. Самарский аэропорт также работает с некоторыми перебоями. В таких ситуациях пассажирам необходимо помнить о своих правах. Так, например, при задержке рейса более 2х часов, авиакомпания обязана предоставить своим клиентам питьевую воду, при задержке от 4х часов — горячее питание. Если же рейс задерживают больше 6 часов, пассажир имеет право на размещение в гостинице за счет авиаперевозчика. Кроме того, согласно Монреальской конвенции, участником которой Россия стала летом этого года, пассажиры задержанных международных рейсов могут добиться денежных компенсаций в размере до 400 тысяч рублей. При внутренних перевозках суммы выплат значительно меньше. Продолжит управляющий партнёр адвокатского бюро «Яблоков и партнёры» Вячеслав Яблоков:

«К сожалению, Монреальская конвенция не распространяется на внутренние перевозки на территории Российской Федерации, поэтому компенсации на внутренних перевозках регулируются нашим законодательством: Воздушным кодексом, в частности, и правилами пассажирских авиаперевозок. У нас, к сожалению, стоимость одного часа ожидания, при ожидании свыше трех часов, составляет 1 900 с копейками рублей. Достаточно смешная сумма. В обоих случаях, что по вине авиакомпании, что из-за погодных условий, у пассажира есть право обратиться за компенсацией. Однако велика вероятность того, что компания докажет, что не по ее вине не произошла вовремя авиаперевозка, если речь идет о погодных условиях».

На практике авиакомпании без особых сопротивлений выплачивают своим клиентам компенсации в размере стоимости билета. Рассчитывать на большее не стоит, хотя бывают исключения. Говорит управляющий партнёр адвокатского бюро «РБЛ» Дмитрий Самигуллин:

«Ситуация, когда отменяется или задерживается рейс в связи с погодными условиями, весьма распространенная. Особенно это происходит в зимний период. Здесь все индивидуально, потому что правила авиакомпании предусматривают возможность отмены рейса в том случае, если погодные условия не позволяют совершать безопасные полеты. Это, так называемые, условия исключения ответственности. К сожалению, в своей практике мы сталкиваемся с такими случаями, когда в целом погодные условия неблагоприятные, но вполне позволяют совершать рейсы и другие авиакомпании их совершают. В этом случае есть основания говорить о том, что авиакомпания злоупотребила своим правом и не оказала услуги по перевозке. И можно поставить вопрос о привлечении ответственности, потому что здесь распространяется закон о защите прав потребителей и в том числе получение денежной компенсации в отношении тех людей, которые не смогли улететь. Ориентируясь на практику, авиакомпании в целом ведут себя вполне адекватно и компенсируют непосредственно причиненный ущерб — это стоимость авиабилета. Но дело в том, что часто авиаперелёты связаны с личными путешествиями. Соответственно у людей не получается уехать в отпуск, у них пропадает оплаченный отель и другие расходы, которые были понесены в связи с тем, что рейс не состоялся. Вот тут уже авиакомпании, как правило, не выплачивают в полном объеме весь причиненный ущерб, а часто в судебных инстанциях ставят вопрос о возмещении морально вреда, и компенсирует лишь прямые расходы. Остальное приходится доказывать в суде. Но недавно мы сталкивались с случаем, когда авиакомпания возместила прямой ущерб и предложила в качестве компенсации, чтобы не ругаться с клиентами, купон на последующие перевозки и постаралась сгладить конфликт, который имел место быть. Дело в том, что нужно понимать, что репутационные потери для авиакомпании, различные суды, не есть хорошо. Они это понимают и стараются урегулировать конфликты мирным путем».

Предугадать отмену авиарейсов из-за погоды практически невозможно. Но снизить риск опоздания в пункт назначения можно — эксперты советуют выбирать ранние рейсы. В таком случае у пассажира есть больше времени на обмен своего билета или на поиск альтернативного перелета. Еще раз отметим, что МЧС по Самарской области предупреждает граждан о плохих погодных условиях на ближайшие два дня — сильные осадки в виде мокрого снега, гололедица и до 6 градусов мороза.

Наталья Грецова, Бизнес ФМ Самара