ОНФ и ФАС раскрыли два картельных сговора на сумму более 4 млрд  рублей

Поделиться
На фото: начальник УФАС России по борьбе с картелями Андрей Тенишев (слева) и координатор проекта ОНФ «За честные закупки» в Самарской области Вадим Нуждин (справа)

ФАС России завершила дело о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении строительных компаний, которые занимались ремонтом дорог в Самарской и Ульяновской областях. Дело  о картелях поступило в ФАС по сигналу  ОНФ. Активисты проекта «За честные закупки» занимались этой историей полтора года. Что удалось установить?

Федеральная антимонопольная служба России  проверила информацию общественников о картельном сговоре компаний «С.И.Т.И.»,  «Самаратрансстрой» и «Ульяновсктрансстрой». Напомним, что «Самаратрансстрой» — один из крупнейших подрядчиков региона, специализирующихся на дорожном строительстве. Компания с 2015 года реконструировала две главные магистрали Самары — Московское шоссе и ул. Ново-Садовую. В 2017 году общество выиграло еще несколько торгов на ремонт областных и городских дорог, например, ремонт Волжского шоссе на участке от Красноглинского  до  Демократической.  ООО «С. И.Т.И.» было подрядчиком при выполнении работ по реконструкции трассы «Волжский — аэропорт Курумоч», в рамках которой осуществлялось строительство путепровода через железную дорогу. Отметим, что выполненные  работы в своё время вызывали большие нарекания не только по цене, но и по качеству.
Историей с ремонтом дорог заинтересовались эксперты ОНФ. Они на протяжении первой половины 2017 года анализировали  закупки указанных  компаний и обнаружили признаки картельного сговора. В сентябре прошлого года «фронтовики» направили всю аналитику  в центральный аппарат ФАС. На днях, 1 октября, антимонопольщики  признали, что компании, занимавшиеся ремонтом дорог в Самарской и Ульяновской областях, действительно заключили соглашения, нарушающие федеральный закон «О защите конкуренции». Подробнее рассказывает координатор проекта ОНФ  «За честные закупки» в Самарской области Вадим Нуждин:

Было установлено, что «Самаратрансстрой» и «Ульяносктрансстрой» участвовали в 9-ти совместных торгах на общую сумму более 2,5 млрд рублей. Доказано, что снижение начальной максимальной цены контракта было минимальным,  что ценовые предложения отправлялись  с одного IP-адреса, а сами ценовые предложения делались в одной учетной записи. Цифровые следы преступления  были выявлены при рассмотрении сотрудниками ФАС. Между «Самаратрансстрой» и «С.И.Т.И.» было  4 совместных участия в торгах на общую сумму более 1,5 млрд рублей. Всё то же самое — минимальное снижение начальной максимальной цены контракта, подача заявок с одного адреса и интересная такая деталь — если выигрывала одна компания, то вторая в одном из контрактов заходила на 50% на субподряды, а в другом случае — все работы, на 100%, отдавали субподрядчику. Материалы были рассмотрены, ФАС решение вынесла. Есть возможность в течение трёх месяцев решение оспорить, но фактура неубиваемая, поэтому  это будет пустой тратой времени.

Как подчёркивают в ФАС России,  подобные дела являются тяжкими преступлениями против конкуренции, которая обозначена, в том числе, как конституционное право. Поэтому  нарушители должны нести как административную, так и уголовную ответственность. По действующему законодательству штраф составляет  от 10 % до 50 % от начальной максимальной цены контракта, то  есть данным организациям грозит штраф в 400 млн рублей, как минимум. Кроме того, ФАС России направила материалы правоохранителям для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Однако не исключено, что именно следственные органы будут  затягивать ход дела, как это происходит сейчас  с другими уголовными делами по картельным сговорам, — считает   координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки» в Самарской области  Вадим Нуждин:

К сожалению, пока что в Самарской области мы видим колоссальную волокиту со стороны областного СУ СКР! Считаю недопустимым то, что сейчас происходит. А именно — еще в конце мая 2018 года по нашей просьбе прокурор Самарской области Константин Букреев изъял у полиции документы по картельному сговору ПСК «Волга» и еще трех компаний (которые тоже занимались дорожным строительством в регионе — Прим. Ред.), подтверждение которому было аж в июле 2017 года! И  были эти материалы переданы в Следственное управление Следственного комитета Самарской области. И тут они, по нашей информации, уже третью инстанцию проходят! И везде после каждой передачи они берут 30 дней, дабы заволокитить ситуацию. Я считаю, что это просто хамское отношение к поручению президента России! Самодайкину огромный привет! (Валерий Самодайкин — глава СУ СКР по Самарской области — Прим.Ред.)

Отметим, на данный момент картельный сговор компаний «Самаратрансстрой», «С.И.Т.И.»  и «Ульяновсктрансстрой» — самый крупный сговор на торгах в Самарской области, однако  еще 10 картелей, выявленных самарскими активистами ОНФ, в настоящее время  находятся на рассмотрении в Федеральной антимонопольной службе. Возможно, будут выявлены нарушения по более масштабным контрактам. В целом по стране возбуждено уже 71 антимонопольное дело по сигналам активистов проекта ОНФ «За честные закупки», в общей сложности в ФАС передано материалов на общую сумму более 350 млрд руб.

 

Светлана Кудрявцева Business FM  Самара