Николай Меркушкин поручил подчиненным придумать, как занять денег у жителей

Поделиться

0_10cd38_acc0009c_origНиколай Меркушкин поручил областному правительству разработать механизм привлечения займов у граждан. Конкурировать за деньги, накопленные жителями, областному минфину придется не только с банками, но и с федеральным центром.

Идею выпустить облигации для населения Николай Меркушкин озвучил в ходе ежегодного послания. По его словам, в Самарской области на банковских депозитах хранится 660 млрд рублей и эти деньги почти не используются на развитие региона. Придумать механизмы займов у населения губернатор поручил подчиненным до 1 февраля. Вдохновил Николая Меркушкина, в том числе, и советский опыт. Он вспомнил о послевоенных облигациях, на средства от продажи которых строилась Жигулевская ГЭС. Впрочем, самарский губернатор не единственный, кто решил форсировать идею займов у населения. На накопления граждан рассчитывает и федеральный минфин. Министр финансов Антон Силуанов еще в сентябре объявил, что со следующего года физлицам могут разрешить покупать облигации федерального займа напрямую, без участия брокеров. Запустить подобные механизмы на региональном уровне сложнее, считает ведущий эксперт Центра развития “Высшей школы экономики” Дмитрий Мирошниченко:

Что касается регионального уровня, здесь специфика в том, кто является держателем основных денег. 660 млрд — это, конечно, хорошо, но сколько человек (а там счёт идёт вряд ли на тысячи, скорее, на сотни) являются держателями крупнейших депозитов? Мелочевка — 10-20 тысяч рублей, я думаю, вряд ли будет интересно для регионального бюджета привлекать такие средства. По двум причинам. Первая — это затратно с точки зрения создания инфраструктуры. Банки уже вложились, у них уже есть отделения, есть разработанные продукты, каждый человек знает, куда можно прийти и положить свои деньги достаточно удобным образом. Чтобы так же быстро и удобно вложить деньги в какой-либо инструмент, который будет предлагать регион, нужна соответствующая инфраструктура, либо чтобы банки были теми же самыми агентами: человек приходит, условно, в Сбербанк и ему сотрудник Сбербанка говорит — не кладите нам на депозит, купите лучше ценную бумагу местного минфина. Я себе, конечно, такое с трудом представляю, чтобы банки допустили такую конкуренцию, хотя теоретически возможно всё. Но соответственно за это надо будет платить банку. Это первое. Второе — для того, чтобы человек вместо старого доброго депозита выбрал16 какой-то новый инструмент, ему надо предложить что-то привлекательное для населения. Как правило, это процентная ставка. Ставка должна быть высокая. Для потенциальных покупателей что федеральных ОФЗ, что региональных бумаг это хорошо, они получают высокий доход. Но с точки зрения бюджета, ему надо брать деньги, чтобы этот доход выплачивать. Если в бюджете денег и сейчас нет, то после этих процентных выплат их не останется совсем, поскольку за два-три процента годовых никто своих денег не понесёт. А если это будет 12-13 процентов, чтобы после уплаты налога доходы владельцев облигаций были сопоставимы с доходами от банковских депозитов — это очень большие издержки для бюджета.

Опыт прежних лет свидетельствует не только о выгодах, но и о рисках займов у населения для региональной казны, отмечает президент Национального института бухгалтеров и экономистов Дмитрий Яковенко:

Идея, которую высказал губернатор, не нова. Ко мне обращались ряд моих коллег из муниципалитета с вопросом, насколько возможно привлекать средства населения, добровольно, обратите внимание, путем займов для решения социальных проблем. Сам по себе вариант таких заимствований не исключён в Бюджетном кодексе, но нет механизма реализации этой возможности. Это нужно разрабатывать на федеральном уровне. Второй момент — здесь надо учитывать важную проблему обеспеченности, возвратности этих займов. Я не говорю про Самарскую область — слава богу, у нас не было таких проблем. Но я хочу напомнить 90-е годы, когда облигации, выпущенные Волгоградской областью, были мусорными бумагами, которые можно было покупать по цене 25-30% от их номинальной стоимости, потому что правительство Волгоградской области не было готово эти облигации в установленные сроки выкупать. Тогда, кстати, и казначейские обязательства Минфина РФ точно так же выкупались ниже номинальной стоимости, потому что они выпускались для оплаты оборонного заказа, а потом оборонные предприятия перепродавали эти казначейские обязательства налогоплательщикам ниже номинальной стоимости, а налогоплательщики по номиналу предъявляли их для взаиморасчётов по налогам. Точно так же, как было в Волгоградской области по региональным налогам. То есть здесь всегда есть опасность, что схема будет действовать не на плюс, а на минус. Во время кризиса, на мой взгляд, это очень рискованно.

Отдельная тема: вопрос доверия к государственным займам. По сталинским облигациям СССР расплатился лишь при Брежневе. Последний советский займ 1982 года минфин гасил до 2013 года, после чего объявил, что больше платить не намерен. В лихие 90-е пришел черед ГКО, которые по оценке экономиста Михаила Хазина «стали самой крупной финансовой аферой за все постсоветское время».