Никита Исаев: «В снижении инвестиционной привлекательности Самарской области виноваты не учителя и врачи»

Поделиться

27 февраля в правительстве Самарской области прошло очередное заседание по противодействию коррупции и обеспечению правопорядка. Рассказав о сферах деятельности региона, в которых зафиксирован рост коррупционных преступлений, чиновники дали понять, что главными коррупционерами в Самарской области являются врачи, учителя, работники сферы ЖКХ и мелкие госслужащие. Число выявленных нарушений в 2017 году выросло на 26%. При этом более чем на 40% в регионе увеличилось выявление фактов взяточничества. Ненавязчиво сообщили докладчики и о «выявлении фактов личной заинтересованности при организации закупок для муниципальных нужд и заключении муниципальных контрактов с аффилированными структурами». Возможно, под этим чиновники  имели в виду громкие картельные сговоры, которыми  сейчас занимаются ФАС России, УФАС Самарской области и ФСБ. Своим мнением об уровне инвестиционной привлекательности Самарской области, рисках снижения делового климата в регионе и возможных последствиях этого, делится федеральный эксперт экономист, директор Института Актуальной экономики Никита Исаев:

— Отчаянно прикрываясь медиками и коммунальщиками, уличенных в мелких взятках, власти Самарской области, тем самым, хотят обвинить именно их в снижении инвестиционной привлекательности региона. Именно бюджетники, создается такое впечатление, виновны в том, что Самарская область больше не занимает топовых позиций в рейтингах аналитических агентств, а наоборот, попала в региональные лидеры по высокой коррупционной составляющей. Официальные данные — в 2017 году суммарный ущерб от коррупции в Самарской области превысил 5,8 млрд рублей.

Посмотрим на цифры.

В 2012 году объём инвестиций в основной капитал Самарской области составил 150063,2 млн. рублей. В 2013 году — 205955,8 млн. рублей. В 2014 году – 233365 млн. рублей. В 2016 году, по данным областного минэкономразвития, в основной капитал  региона было вложено порядка 250 млрд рублей. Этот показатель на 21,5% меньше, чем в 2015 году — тогда объем инвестиций достигал почти 300 млрд рублей.

Что способствует такой негативной динамике в реальности? Заявлять, о том, что ситуация в Самарской области — частный случай, нельзя. Эта картина характерна сейчас для всех регионов России. В последние годы из-за ввода санкций, сложнейшей геополитической ситуации в мире, капитал из России стремительно утекает. Но то иностранный капитал. А что же наш отечественный? Почему в развитие Самарской области хотят вкладываться все меньше и меньше жителей региона?

Простой и понятный пример – региональные производители и продавцы. В Самарской области безумные расценки на кадастр, непреодолимые порой бюрократические барьеры, активнейшая борьба с местными фермерами, засилье федеральных торговых сетей. Зайти на внутренний региональный рынок производителю невероятно трудно.

Крупнейшие промышленные предприятия, пытаясь выжить, набирают всё больше и больше кредитов, работают в убыток. Разорение «АвтоВАЗагрегата», нескончаемая ротация руководства на «АвтоВАЗе» (причём ущерб после каждого топ-менеджера, кажется, всё больше и больше). Имитация бурной деятельности в Особой Экономической Зоне Тольятти тоже пока ощутимых плодов не принесла. Флагманская космическая отрасль – и там вскрылись колоссальные растраты. Продолжать можно и дальше. Самарская область — единственный регион в Приволжском федеральном округе, где четвертый год подряд снижается индекс промышленного производства. В целом, за последние два года объем инвестиций в экономику региона упал на 35%. Увеличились сроки выдачи разрешительной документации, выросло количество бюрократических барьеров.

Недавно Дмитрий Азаров заявил, что в Самарской области необходимо активизировать работу по профилактике коррупционных проявлений. А делать это чиновникам надлежит совместно с надзорными и правоохранительными органами. Вспомним, что было несколько месяцев назад.

В ноябре 2017 года члены российского правительства заявили губернаторам, что в стране начинается глобальная реформа госконтроля. Приоритетом для надзорных органов должны стать защита интересов простых граждан, их жизни и здоровья.   Избыточная и морально устаревшая  политика чрезвычайного контроля за предпринимателями недопустима. На деле, по мнению федерального центра, госконтроль сейчас — это некая абстрактная субстанция, которая только выстраивает и ужесточает административные барьеры, при этом совершенно не заботится о действительных нуждах общества. Второй задачей реформы является снижение неэффективной административной нагрузки на бизнес в два раза к 2024 году.

Но, приводя в пример Самарскую область, можно ли утверждать, что такая реформа поможет улучшить инвестиционный и деловой климат и снизить уровень коррупции? Нет! Пока региональная власть не будет оказывать реальной поддержки своим производственникам.

Осенью 2017 года, едва успев заступить на должность, врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что регион уже в 2019-2020 гг должен выйти на темпы развития экономического роста, опережающие мировые. Заявление, конечно, откровенно популистское.  Да, отрадно было бы знать, что Самарская область сделала «качественный рывок» вперед. Но прежде чем бросаться такими обещаниями, надо объективно подходить к реальному положению дел, тщательно взвешивая свои возможности. А губернатору свои личные возможности, в первую очередь.

Многие главы регионов, которые недавно были назначены федеральным центром на посты «врио» почему-то думают, что их работа легко и непринужденно начнется с чистого листа. Не бывает так. Весь груз ответственности за дела и провалы предшественников, в том числе, ложится на плечи новых глав. И анекдот про «три конверта»,  это только анекдот. Знал куда и кем идешь? Какой-то план наметил? Готов к компромиссам? К неудачам? Должность губернатора, это не царский трон, это круглосуточная работа наёмного менеджера. Не успев толком понять, что происходит в регионе, говорить о том, что через год будем впереди планеты всей, по меньшей мере, очень самонадеянно.

Азаров говорит, что из-за коррупции и отсутствия единоначалия в министерствах Самарской области, регион теряет потенциал развития. И, да, конечно, отсутствие инвестиций сегодня создаст колоссальные проблемы уже в обозримом завтра. В одном из своих исследований, посвященных Самарской области, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов также указывал, что относительная близость региона к Москве и его предвыборное значение, привлекают к нему заметное внимание. Верно. Соглашусь с Орловым также в той части, что серьезный экономический потенциал одного из ведущих индустриальных регионов и важных транспортных узлов страны сочетается с застарелыми социально-экономическими проблемами, что не может не влиять и на политическую ситуацию в области. И на экономическую, разумеется, тоже.

Однако сейчас мы наблюдаем, что врио губернатора не слишком-то торопится открывать дорогу стороннему капиталу в Самарскую область. Кроме того, началась новая волна давления на малый бизнес. Предприниматели региона в очередной раз направили ряд обращений в  областную прокуратуру, в которых требуют разобраться в причинах возникновения сверхвысоких цен на аренду земли, жалуются на приказы сносить торговые точки, приводят конкретные примеры по нарушению закона о конкуренции и так далее.  Потеряли надежду окончательно? Да, многие собираются перевозить свой бизнес в Ульяновск, где губернатор Морозов, действительно, создал благоприятный деловой климат. Что мешает это сделать Азарову?

Хочется напомнить всем главам регионов, что самочувствие малого и среднего бизнеса на вверенных им территориях, это лакмусовая бумажка. Комфортность своей возможной работы в регионе потенциальные крупные инвесторы оценивают именно с оглядкой на мелких предпринимателей.