На разработку национальных электромобилей и автопилотов направят многомиллиардные субсидии

Поделиться

В Министерстве экономического развития считают перспективными вложения в газомоторный транспорт. Эксперты министерства предложили выделять на автопром 65 млрд рублей ежегодно до 2025 года. Помимо традиционных программ стимулирования спроса на автомобили, средства пойдут на разработку национальных технологий в области автопилотов, гибридов и электромобилей. Не являются ли растущие с каждым годом дотации на отечественный автопром признаком неэффективности выбранного курса?

Предложение Минэкономразвития содержится в новой редакции «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года». Финальную версию документа правительство должно утвердить до конца ноября. В стратегии используется термин «новые виды техники» — это электромобили, автопилотируемые машины и гибриды, сообщает издание «Известия». В министерстве предлагают переориентировать государственную поддержку на новые виды техники. Речь идет о сумме порядка 65 млрд рублей в год. Поддержка может включать такие инструменты как софинансирование научно-исследовательских разработок (НИОКР), поддержка стартапов, поддержка дизайн-центров и развитие инжиниринговых центров для комплектаторов. Отметим, что в последнее три года суммы дотаций российскому автопрому растут: в 2015 году из бюджета было выделено 43 млрд рублей, в 2016-м — 50 млрд, в 2017-м — 65 млрд рублей. Минэкономразвития фактически просит зафиксировать нынешнюю сумму помощи и сделать ее ежегодной в течение семи лет. Являются ли растущие дотации признаком неэффективности выбранного властями курса или это неизбежная мера в текущих условиях? На вопрос Business FM Самара ответил Генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков:

«Сейчас рынок находится внизу, достаточно низкие продажи не позволяют многим предприятиям загрузиться даже на половину своих мощностей. Поэтому дотации для предприятий автопрома для стимулирования спроса позволяют хоть частично, но дозагрузить мощности. В принципе, это необходимая мера сейчас в условиях пониженного спроса. Куда распределять эти дотации? Здесь уже есть тонкости. На мой взгляд, наиболее эффективно работают меры, направленные на поддержание конечного спроса потребителей, то есть на льготные кредиты, скидки по различным программам. Что касается субсидирования электромобилей и беспилотников, я считаю, что тратить большие деньги в эти разработки смысла нет именно для России».

Cтарший аналитик компании «Alpari» Роман Ткачук полагает, что данное предложение властей обусловлено желанием России идти в русле общемировых тенденций, однако сократить техническое отставание нашей стране будет не просто:

«Ежегодные субсидии в автопром уже оказали позитивное влияние. Нужно отметить, что сейчас спрос на продукцию АвтоВАЗа возрос. Что касается электоромобилей, мы просто действуем в русле общемировых тенденций. Аналогичные программы запущены во многих других странах. На самом деле у России нет жесткой потребности в развитии этих технологий, потому что у нас большие запасы нефти, спрос на которую вполне может удовлетворяться с помощью автомобилей на бензине. Но Россия просто не хочет сильно отставать от развития технологий. В мире эти технологии, действительно, активизировались. Ряд стран хочет выпускать в промышленном масштабе электромобили и пересаживать на них потребителей. Это происходит в США, Европе и Китае. Россия хочет наверстать свое отставание, но это будет не просто сделать, потому что у нас технологии слабо развиты. Определенных подвижек в этом направлении удастся достигнуть в ближайшие годы, но отставание сократить будет сложно».

В Минтрансе полагают, что потенциал для развития инфраструктуры для электротранспорта заключается в техническом совершенствовании транспортных средств и снижении их стоимости, стандартизации оборудования, и в развитии сети электрозарядных станций.

По данным аналитического агентства «Автостат», парк электромобилей в России по итогам первой половины 2017 года составил чуть более 1 тыс штук (1,1 тыс. штук). Треть всех этих машин зарегистрирована в Москве.

Юлия Жданова Business FM Самара