Кто сдает продукт вторичный, тот питается отлично, или пять новых налогов для россиян от Минфина

Поделиться

В начале апреля ведомством был опубликован законопроект, где перечислялись шесть платежей и сборов, которые предлагается перевести в разряд налогов. Это экологический, утилизационный и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд грузовиков тяжелее 12 тонн и обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования.

Действующий сейчас экологический сбор и сбор за негативное воздействие на окружающую среду будут объединены в единый экологический налог. Документ может уже в апреле отправиться на рассмотрение в Госдуму, идея уже одобрена президентом.

Экологический налог призван компенсировать ущерб, который наносят производства окружающей среде. Утилизационный налог взимается с компаний, которые сами выпускают или импортируют в Россию товары, подлежащие переработке в специальных условиях. Владимир Звоновский, директор по исследованиям в Фонде социальных исследований считает, что сейчас государству нужны любые деньги, но лучше те, которые легко собрать и от сбора которых населению сложно отвертеться.

Курортный сбор уже действует в трех регионов: Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях. С 1 мая Крым вступит в ряды платных регионов, а после реформы налог будут собирать во всех субъектах РФ, правда, плательщиками станут отели, где остановились отдыхающие. В отличие от остальных, этот налог начнет действовать только с 2023 года, а не с 2021-го. Комментирует политолог, социолог, заведующая кафедрой в Северо-Западном институте РАНХиГС Инна Ветренко.

«Я бы начала с предыстории этого вопроса, дело в том, что впервые идея о введении дополнительных налогов с целью упорядочения оплат населения и бизнеса появилась в 2016 году, но тогда о ней говорили очень робко, и после того, как был нарушен общественный договор между кандидатом в президенты Владимиром Путиным и народом в отношении пенсионной реформы, которую нам обещали не проводить, но все-таки провели, и достаточно радикально, то после этого разговор о дополнительных налогов стал вестись все активнее. Я считаю, что был запущен целый блок антисоциальных реформ. Налог на экологию и налог на загрязнение окружающей среды объединят, и, конечно, в отношении каждого налога нужно говорить индивидуально. На мой взгляд, совершенно неуместно введение курортного налога. Почему? Нам говорят, что для людей это будет совершенно незаметно, потому что плательщиками станут владельцы отелей. Но просите, отели сразу же поднимут стоимость проживания, сразу же будут подняты ценники на услуги и платить придется нам. С одной стороны, мы боремся за развитие внутреннего туризма, чтобы деньги отвались в стране, с другой стороны — противоречим сами себе, потому что россияне и так предпочитают отдыхать за границей, поехать в какую-нибудь азиатскую страну, где отдых гораздо дешевле. Единственный налог, который на мой взгляд, наиболее оправдан — это экологический налог. Опять же, зависит от того, какой это налог будет. Если слишком высокий, он опять ударит по бизнесу, а бизнес у нас и так в налоговой кабале. Поэтому я считаю, что в стране продолжается блок антисоциальных реформ, и это еще не последнее, что в нем последует».

Сборы по налогу на мобильных операторов будут направляться в специальный резерв, из которого компаниям компенсируются расходы за обеспечение связью жителей отдаленных районов. Сборами за проезд большегрузных автомобилей будет по-прежнему заведовать оператор системы «Платон» . Вырученные деньги должны идти на ремонт разбитых большегрузами дорог.

Весомый повод для беспокойства — рост налогового бремени для бизнеса, и как следствие, повышение цен на товары и услуги для потребителя. Бизнес ФМ поговорил с Нареком Авакяном, начальником отдела инвестидей в БКС «Брокер»

«Последние пару лет все, что касается налогов, к этому я отношусь с большим подозрением, потому что власти у нас стараются не снижать налоги, а повышать — вводить новые, увеличивать существующие и так далее. Ко всем этому я отношусь, конечно, с подозрением. Справедливости ради надо сказать: курортный сбор, он как-то уже существует, в пилотном режиме работает, но каких-то особых успехов не возымел. Скептическое отношение у меня и к этому налогу, и к экологическому, потому что его предполагается вводить в отношении большегрузов и машин, которые меньше А4 по экологическому стандарту. Но опять же, таких автомобилей у нас в России — большинство. И есть у меня сомнения, что налоги будут платиться, потому что если такие налоги введутся, то начнутся бунты, протесты: как так, мы не от хорошей жизни берем себе старые неэкологичные автомобили, а вы нам еще и налоги! В отношении всего остального надо будет смотреть, но повторюсь, что в отношении налогов я настроен подозрительно, как и большинство. Потому что такое недоверия власть сама к себе создала, что верить ей трудно, а надо просто по факту смотреть и оценивать».

Авторы инициативы утверждают, что реформа приведет к улучшению собираемости. За новые налоги будет отвечать Федеральная налоговая служба, в распоряжении которой распоряжении есть все необходимые ресурсы и отработанные технологии.

Наталья Фомина, Бизнес ФМ Самара