Михаил Матвеев требует от Счетной палаты поспешить с проверкой авиакомпании “Эйр Самара”

Поделиться

King-Air-350i_RA-02778-Air-SamaraНародный избранник обратился к Счетной палате с просьбой перенести проверку эффективности расходования “Эйр Самарой” бюджетных средств с декабря на более ранний срок.

После того как «Эйр Самара» лишилась права поднимать свои самолеты в воздух, ее существование теряет смысл. По большому счету, у нее осталось два пути: или влиться в другую авиакомпанию или приступать к распродаже имущества. К сроку, когда Счетная палата собирается начать свою проверку, активы “Эйр Самары” могут исчезнуть, опасается депутат губернской думы Михаил Матвеев:

“Полученный ответ Счетной палаты о том, что они готовы провести контрольные мероприятия в декабре 2015 года, на мой взгляд, является достаточно хитрым ответом, по которому, с одной стороны, Счетная палата реагирует на обращение, с другой — срок этой проверки они отодвигают так далеко, что фактически к этому времени может оказаться так, что нечего будет проверять. К этому времени имущество этой авиакомпании уже может уйти каким-то третьим лицам или ещё куда-то, в общем, концы будут опущены глубоко в воду. Поэтому мною было направлено новое обращение к руководителю Счетной палаты госпоже Зубковой, в котором я с учетом того, что Росавиация отозвала сертификат (сертификат эксплуатанта “Эйр Самара”, дает право на полеты — ред.), и это может привести к банкротству авиакомпании в скором времени, предлагаю перенести проверочные мероприятия на более ранний срок”.

Кроме того, депутат просит проверить деятельность “Эйр Самары” с момента создания компании, а не с 2013 года, как это собирается сделать Счетная палата. Напомним, “Эйр Самара” была создана облправительством в 2010 году для региональных пассажирских перевозок. До прихода Николая Меркушкина она существовала лишь на бумаге. При новом губернаторе за идею собственного авиаперевозчика взялись снова. Сначала не имевшую ни одного самолета “Эйр Самару” собирались слить с “Мордовскими авиалинии”, но у тех в феврале 2013 года отозвали лицензию. Полгода спустя “Эйр Самара” все-таки обзавелась тремя собственными самолетами, что обошлось самарским налогоплательщикам в 1,5 млрд рублей. Трех самолетов для разрешения на регулярные полеты не хватало, поэтому компанию решили объединять с “Когалымавиа”. Но эта идея тоже потерпела провал. Летом 2014 года “Эйр Самара” все-таки получила собственный летный сертификат, при этом обещания сделать авиакомпанию доступной для всех были убраны в долгий ящик — она занималась исключительно чартерами. Недолгая история полетов “Эйр Самары” завершилась полгода спустя, когда из-за глупой ошибки пилота один из самолетов приземлился на брюхо  в Курумоче. Крайняя непрозрачность компании, а также то, что ее авиапарк состоял исключительно из быстроходных самолетов с салонами бизнес-класса, порождали различные слухи. В частности, что “Эйр Самара” стала карманным перевозчиком для областных чиновников. Сколько денег было потрачено на компанию, точно неизвестно. В мае прошлого года самарский эксперт по воздушному транспорту Виктор Дубровский в открытом письме губернатору назвал цифру в 1 млрд 800 млн рублей, то есть примерно 50 млн долларов в ценах начала 2014 года. По подсчетам Дубровского, этих денег с лихвой хватило бы на создание федеральной авиакомпании. На самом деле это не так, возражает эксперт комитета Госдумы по транспорту, редактор сайта “Aviaru Network” Роман Гусаров:

“Федеральную авиакомпанию на эти деньги однозначно создать нельзя. Но если мы возьмем лизинг среднемагистральных самолетов, то только один самолет будет обходиться авиакомпании в сумму порядка 200 тыс. долларов. Можно посчитать, сколько только за лизинг нужно будет ежемесячно отдавать, при этом понимая, что на первом этапе, как минимум — год-полтора, любой стартап в авиации убыточен. В качестве примера можно привести проект “Добролет” в “Аэрофлоте”. Так вот для старта, только на этапе организации компании, было потрачено около 100 млн долларов”.

Между тем, исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что деньги на “Эйр Самару” были потрачены зря. По мнению эксперта, в создании авиакомпании с параметрами “Эйр Самары” не было смысла изначально.

Комментарий:

Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы: “Сомнения возникли ещё очень давно, поскольку сама авиакомпания существует с 2010 года, и в формате дежавю там дважды происходила одна и та же история. Первая — при губернаторе Артякове, а вторая — уже при Николае Ивановиче Меркушкине. Поначалу предполагали закупать дорогостоящие самолеты бразильского производства, в итоге были закуплены американские самолеты, каждый из которых стоит где-то порядка 450 млн рублей. При этом с самого начала возникали сомнения, что у создателей “Эйр Самары” есть какое-то представление о бизнес-плане и самое главное — что Росавиация даст субсидию на эти авиаперевозки. Фактически речь идет о том, что на протяжении достаточно длительного периода времени существует непонятная организация, в которую вложено несколько миллиардов бюджетных денег, причем последние вливания происходили уже в условиях кризисного 2014 года. Мы имеем три самолета, которые больше похожи на VIP-гараж для перевозок чиновников в чартерном формате в соседние области, чем на работающую региональную компанию, которая перевозит простых граждан. Очевидно, что та авария, которая произошла по вине пилота в конце прошлого года, связана с тем, что летчики этой авиакомпании элементарно не летают и утрачивают навыки, поскольку, по информации, которая имеется, эти три самолета в основном просто стоят в аэропорту Курумоч. При этом вместо того, чтобы прикрыть эту сомнительную организацию, в которую вкладываются и вкладываются сотни миллионов рублей, постоянно инициируются все новые и новые заявления об объединении её с какими-то компаниями, и “Эйр Самара” продолжает существовать и расходовать бюджетные средства. В феврале у “Эйр Самары” отозвали лицензию. Сейчас я предвижу, что начнется распродажа авиапарка, на этом тоже определенные люди постараются заработать, точно так же, как они заработали на приобретении этих самолетов по цене, как говорят, значительно превышающей рыночную. И может быть нанесен определенный ущерб бюджету Самарской области. Господин Шварц, , бывший руководитель аэропорта Курумоч, который всю эту тему затевал, уже очень далеко от нас — где-то в Сибири работает. Он с этой темы уже соскочил. Но я предполагаю, что определенные чиновники и связанные с ними менеджеры этой авиакомпании, зарабатывают свои деньги на всех операциях, которые с ней связаны. Кроме того, мы знаем, что региональные авиаперевозки из Самары успешно осуществляются другими компаниями. Поэтому возникает большой вопрос: а бизнес-план “Эйр Самары”, по которому все эти самолёты закупаются, все эти люди содержатся, все эти деньги инвестируются, он в принципе кем-то просчитывался? На мой взгляд, здесь вопросов очень много. Конечно, я понимаю, что этот проект, может быть, кому-то дорог по каким-то личным причинам, или потому что он осуществляет какие-то периодические VIP-рейсы в нужном направлении. Но как депутат губернской думы, призванный в том числе контролировать расход бюджетных средств, я считаю, что разобраться с этой авиакомпанией необходимо”.

Комментарий директора ООО «Национальная подъемная сила» Виктора Дубровского (дополнено 23.03.2015 г.)