Минздрав предлагает запретить продажу алкоголя нетрезвым покупателям 

Поделиться

Минздрав РФ предлагает изменить правила торговли алкоголем. Во-первых, не продавать спиртное нетрезвым людям. Во-вторых, размещать алкогольную продукцию в специально отведенных местах, чтобы она не попадала на глаза покупателям  других товаров. Мнения экспертов по этому поводу разделились.

Министерство здравоохранения России предложило организациям и индивидуальным предпринимателям отказывать в продаже алкогольной продукции уже нетрезвым покупателям.  Об этом говорится в разработанном ведомством законопроекте, который размещен на портале нормативных актов. Таким правом планируется наделить не только магазины, но и кафе, бары, рестораны, которые оказывают услуги общественного питания. Сам  путь покупателя к алкогольному отделу тоже  решили усложнить. Минздрав предлагает переоборудовать магазины таким образом, чтобы алкогольные отделы не были видны от входа. Не исключено, что их, как и витрины с сигаретами, начнут закрывать ширмами. Кроме того, министерство предлагает запретить обозначать такие отделы вывесками и информационными указателями. Этот пункт смогут игнорировать лишь специализированные магазины, где торгуют исключительно алкогольной продукцией.

Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, активно выступающий за ужесточение антиалкогольного законодательства, поддержал новую инициативу:

Я думаю, это вполне разумно. Зачем человеку, которому уже достаточно, еще продавать алкоголь? Что касается размещения отделов, мне кажется, тоже вполне разумная вещь. Сейчас у нас в отношении сигарет существует такой запрет, и массовых протестов со стороны курильщиков я не слышал. Если человек заходит в магазин, имея цель купить алкоголь, то он пройдет в этот отдел и купит. На мой взгляд, это не приведет к глобальной перестройке магазинов. Скорее, к каким-то переносам размещения витрин. Поэтому в рамках общей стратегии и с учетом мирового опыта это вполне допустимая инициатива.

Зато идею Минздрава назвал популистской  директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз:

Очень красиво выглядит в американских фильмах, как к бармену подходит нетрезвый посетитель, просит еще рюмку, а ему отказывают, и он культурно уходит. Проецируем на Россию. Небольшой магазин. Приходит подвыпивший гражданин и говорит: «Дайте мне бутылку». Продавец на взгляд определяет (как она определит, — неизвестно) и говорит: «Знаете, мне кажется, вы выпили, и я вам не дам». Что следует? Продавец получает в глаз. Абсолютно закономерный российский сюжет. Аналогичная картина — в баре, кафе, ресторане. В данной ситуации если рядом с продавцом не будет двух охранников или сотрудников полиции, ну может быть, одного, то я себе не представляю, как эта функция будет реализовываться. Прежде, чем что-то предлагаешь (а это предлагается с 2018 года), сначала продумай механизм реализации. Второе — вынесение торговли алкоголем в специальные отделы, спецмагазины, за ширмы и т.д. Есть несколько хороших примеров. Первый и самый лучший — три года алкогольные напитки продаются в Якутии только в специализированных магазинах. Три года назад там было 1500 продовольственных магазинов, которые продавали алкоголь и продукты, а из них только 100 алкомаркетов. Ввели спецторговлю, и в результате у них сегодня 850 магазинов продают только алкоголь. Большая часть — это бывшие продовольственные магазины, которые выкинули продукты и стали алкомаркетами. Никакого снижения потребления за это время. Ну да, бизнес, может быть, сделает отдельные входы, ширмы поставит, но, пардон, у нас государство официально  в декабре 2016 года признало алкоголем спиртосодержащие жидкости, одеколоны и т.д., запретив их продажу по цене дешевле водки. Давайте тогда парфюмерно-косметические  отделы тоже отделим ширмами, надо же быть последовательными. В общем всё это из области популизма, идеализма. Лучше бы Минздрав занимался лечением.

Раскритиковал идею министерства   и эксперт правительства РФ по вопросам здравоохранения и социальной политики Ян Власов:

Не задача Минздрава — работать методами, связанными больше с маркетингом и рекламой. Минздрав должен заниматься здоровьем населения через здравоохраненческие программы. Не надо  ограничивать население в приеме алкоголя такими методами, которые на самом деле никого не ограничат, а только вызовут новый круг поборов и взяток. Это же всё в пользу коррупционеров. Подобного рода мероприятия для здоровья граждан не приносят ровным счетом ничего. Тот, кто хочет, что называется, быть пьяным, он всегда будет пьяным, независимо от того, хочет этого Минздрав или нет. Если мы имеем у себя качественный продукт,  то мы говорим о том, что прием этого продукта плох, но, по крайней мере, это не приведет к тяжелым токсическим последствиям. За счет алкогольной продукции можно увеличить и поступление в Минздрав средств, кторых не хватает на проведение лечебных программ. Пусть производители алкогольной и табачной продукции платят средства дополнительно на оздоровление граждан в специальные оздоровительные программы. Вот так можно повлиять на ситуацию. А просто взять и от потребителя закрыть ширмой продукт, к которому он все рано придет, — я считаю, что это, во-первых, не метод Минздраа, а во-вторых, это не эффективно.

Министерство здравоохранения при этом намерено выделять до 40 млн руб. ежегодно на субсидирование НКО, которые работают над проектами по пропаганде здорового образа жизни. Чиновники надеются  снизить объем потребления алкоголя с нынешних 10 л до 8 л  на душу населения  к 2025 году.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара