Льготы просят сдать назад

Поделиться

автокредитованиеДепутат Госдумы от Самарской области Владимир Гутенев просит правительство возобновить программу льготного автокредитования. 

Как говорится в письме Владимира Гутенева премьеру Дмитрию Медведеву, отсутствие госсубсидий на покупку легковых автомобилей грозит падением производства в отрасли и ростом массовых увольнений. Напомним, программы льготного автокредитования запускались в России с 2009 года. Последняя из них работала в прошлом году с июля по декабрь. Тогда покупателям новых машин стоимостью до 750 тыс. рублей возмещалось две трети процентной ставки по автокредиту. Затем Минпромторг свернул программу, решив переключиться с легковушек на  автобусы и грузовики. Владимир Гутенев называет смену приоритетов «нецелесообразной», упирая на то, что льготные кредиты позволили снизить темпы падения продаж легковых автомобилей с 17% в мае до 1,5% в декабре. Между тем, эксперт «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов считает доводы Владимира Гутенева не слишком убедительными:

«Аргументы можно приводить разные, но дело в том,  что такие программы не повышают спрос. Они просто перераспределяют спрос с более поздних периодов на тот период, пока они действуют. Если исходить из того, что увеличение продаж в результате действия программы в ближайшие месяцы действительно приведет к увеличению налогов и сборов, то после окончания действия этой программы будет очередное падение продаж и эти же налоги не будут получены».

Субсидии имеют смысл, когда продажи падают катастрофически, а не сейчас, когда спад замедлился до минимума, уверен Беспалов. Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков полагает, что авторынок снова начнет падать очень скоро, когда у дилеров закончатся запасы машин по прежним ценам. Чем скорее вернутся льготные автокредиты, тем лучше, считает Целиков:

«В глобальном плане спрос, естественно, определяется доходами населения, ценами на автомобили, возможностью приобретать… Но если бы в конце прошлого года программа льготного кредитования не действовала, то вот мы делали грубую оценку прошлого года, и реально рынок мог упасть существенно больше. Падение рынка было бы не на 5%, как было по прошлому году, а реально могло бы быть даже на 8% или на 10%. То есть она как бы замедляет процесс падения».

Отметим, ранее с обращениями о возврате льгот по кредитам выступали Российская ассоциация автодилеров и Ассоциация европейского бизнеса.

Альберт Фахрутдинов