Конфликты в коллективе: всегда ли худой мир лучше доброй ссоры?

Поделиться

конфликты на работеНа работе мы проводим немало времени, а потому любой конфликт в рабочем коллективе сильно осложняет нам жизнь. Поспорили с начальником о сроках реализации проекта, на повышенных тонах обсудили с коллегами, на какую температуру настроить кондиционер, – и вот уже любимое дело не радует, как прежде. Как же избежать конфликтов в коллективе?  Считается, что конфликтующие сотрудники – это попросту скандалисты, не умеющие ладить с людьми. Между тем, специалисты-конфликтологи давно доказали, что без размолвок и ссор не может существовать ни одна общественная система. Более того, нередко именно конфликт становится «двигателем прогресса». Однако не всякий конфликт в рабочем коллективе можно разрешить конструктивно. Особенно опасны в этом плане те конфликты, участники которых, что называется, переходят на личности, задевая чувство собственного достоинства сослуживцев. Конфликты в рабочих коллективах делят на два типа – вертикальные (не ладят начальство и подчиненные) и горизонтальные (ссорятся равные по положению сотрудники). Самая распространенная причина для ссоры — недостаточно четко прописанные обязанности сотрудников. Еще одна причина — разного рода нововведения. Неравные условия равных по статусу специалистов – так же могут стать источником конфликта. Иногда причиной ссор в коллективе становятся разные, порой несовместимые психотипы коллег, работающих «в связке». Сотрудник, который в силу природного темперамента неспешно, хоть и профессионально, выполняет свою работу, может стать объектом для недовольства более расторопных коллег.  Какой бы ни была причина конфликта, способы поведения в нем психологи сводят к нескольким тактикам. Вариант первый – согласиться с противоположной стороной. Эта тактика может быть полезна в случае, когда противник намного выше Вас на служебной лестнице, когда Вы не уверены в своей правоте. Уступить можно и в том случае, если причина конфликта слишком мелка. Второй вариант – настоять на своей правоте. Впрочем, психологи советуют не злоупотреблять подобным приемом, даже если вы начальник. Третий вариант поведения в конфликтной ситуации называют тактикой страуса: стороны предпочитают игнорировать размолвку, уходя от открытого разрешения конфликта. Однако, психологи предупреждают, что постоянно избегать решения проблем нельзя, иначе коллеги по работе перестанут воспринимать Вас как серьезного специалиста со своей точкой зрения. Ну и, наконец, самая сложная, но весьма продуктивная тактика разрешения конфликтов – компромиссы.

Успехов в поисках и находках!