Комментарий директора ООО «Национальная подъемная сила» В.Н.Дубровского по публикации об авиакомпании «Эйр Самара»

Поделиться

В самарскую редакцию «Бизнес ФМ» поступил отзыв автора открытого письма губернатору Николаю Меркушкину по ситуации с авиакомпанией «Эйр Самара» Виктора Дубровского на эфирный сюжет от 02.03.2015 г.:

«Что касается заявления эксперта Госдумы Романа Гусарова по поводу невозможности создания в Самаре авиакомпании на сумму 1 800 000 000 рублей для полётов на ВВЛ (Внутренних Воздушных Линиях) с дальнейшей перспективой полётов на МВЛ (Международных Воздушных Линиях): “Федеральную авиакомпанию на эти деньги однозначно создать нельзя. Но если мы возьмем лизинг среднемагистральных самолетов, то только один самолет будет обходиться авиакомпании в сумму порядка 200 тыс. долларов. Можно посчитать, сколько только за лизинг нужно будет ежемесячно отдавать, при этом понимая, что на первом этапе, как минимум — год-полтора, любой стартап в авиации убыточен. В качестве примера можно привести проект “Добролет” в “Аэрофлоте”. Так вот для старта, только на этапе организации компании, было потрачено около 100 млн долларов”.

Расходы, включая затраты на развитие компании – это одно, а расчёт основного долга с учётом графика вложения и возврата денежных средств – это абсолютно другое.

Если авиакомпания “Добролет” стартовала в течение года-полутора и за этот период только тратила 100 млн долларов и даже не начинала свою коммерческую деятельность – то это предмет внимания Счётной Палаты РФ, Следственного Комитета РФ, Генеральной Прокуратуры РФ и других надзорных органов. Если же авиакомпания “Добролет” в течении года-полтора начала свою коммерческую деятельность, например, через 4 или 5 месяцев после начала организационного периода, то, кроме графика вложения денежных средств, начинает работать и график возврата денежных средств с началом поступления доходов. То есть, на этапе «стартап год-полтора» авиакомпания могла получить ещё и немалые доходы.

Именно график вложения и возврата денежных средств определяет сумму основного долга, а не 100 млн долларов расходов, потраченных, по словам Романа Гусарова, «для старта, только на этапе организации компании».

Общие расходы первого года работы новой авиакомпании могут составить, например, 200 млн долларов, а общая сумма на развитие авиакомпании (основной долг) может составить не более 80 млн долларов на весь срок проекта, например, 7–8 лет.

1. Сравнивать создание авиакомпании Аэрофлота «Добролёт» с созданием авиакомпании в Самаре очень и очень ошибочно.
2. Исходя из размера месячных лизинговых платежей, который берет за основу Роман Гусаров — 200 000 долл./месяц, — можно без особых усилий определить удельную месячную стоимость одного кресла самолёта Boeing 737-800 NG (189 кресел – эконом-класс). По заявленной цифре – одно кресло должно обходиться в 1 058 долл./кресло./месяц.
3. Далее несложно определить, какие будут примерные месячные лизинговые отчисления за один самолёт с учётом удельной месячной стоимости одного кресла у 112-местного  или 124-местного самолёта возрастом 9 лет и более – по схеме операционного лизинга.
4. Не является секретом, какие возможности по выбору рейсовых направлений у Аэрофлота, и чем отличается пассажиропоток АФЛа – от пассажиропотока самарского. Нельзя из Самары летать только в одну Москву и обратно всем парком самолётов вновь создаваемой самарской авиакомпании.
5. Нужно ли Самаре приобретать воздушное судно со 189 креслами и 47% загрузкой, когда самарский рынок могут вполне устроить самолёты с наличием, например 118 кресел и 75% загрузкой? 62,4% загрузка у 189-кресельного воздушного судна будет эквивалентна 100% у 118-кресельного самолёта. Но это вовсе не означает, что в бизнес-план может быть заложена 100% или 90% загрузка. В зависимости от условий, расчётный показатель занятости кресел может достичь значения в 78-83% — на последнем году бизнес-планового проекта.
6. При самостоятельном расчёте суммы основного долга, графика вложения и возврата денежных средств, срока окупаемости проекта и т.д., вряд ли бы у кого появилось желание делать заявление о невозможности создания новой авиакомпании в Самаре на 1,8 млрд руб. – при 100% участии правительства Самарской области. Имеется ввиду полное или частичное наполнение уставного капитала, которое и планировало правительство Самарской области для а/к «Эйр Самара». Эти планы не являются секретом.

Краткие исходные данные по возможности создания авиакомпании в Самаре:

— операционный лизинг 8 самолётов с возрастом 9 лет и более;
— полное отсутствие доходов в первые 4 месяца организационной работы (полное отсутствие коммерческой деятельности в этот период);
— стоимость билетов на рейсовых участках ниже среднерыночной в течение первых 12 месяцев коммерческой деятельности (после 4 месяцев организационной работы) при общей годовой отрицательной рентабельности авиакомпании от минус 14% до минус 15%;
— общая годовая отрицательная рентабельность авиакомпании от минус 3% до минус 4% в течение вторых 12 месяцев коммерческой деятельности;
— выход авиакомпании на точку безубыточности в начале третьего года коммерческой деятельности;
— участие правительства Самарской области (полное или частичное наполнение уставного капитала);
— максимальная сумма привлекаемых средств (основной долг) с учётом расчёта графика вложения и возврата денежных средств – не более 52 млн долларов (1,8 млрд рублей);
— окупаемость проекта в течение 7-8 лет, с полным покрытием основного долга.

Директор ООО «Национальная подъемная сила» В.Н. Дубровский».

Полный текст письма находится здесь.

В.Н.Дубровский подчеркивает, что в открытом письме губернатору он не рассуждал о возможности создания «федеральной авиакомпании» (такого термина, по словам автора отзыва, официально не существует) , утверждая исключительно то, что на выделенные «Эйр Самаре» из бюджета «1 800 000 000 рублей без каких-либо проблем можно создать полноценную самостоятельную авиакомпанию для полётов даже на больших самолётах как на внутренних, так и на международных авиалиниях». В связи с чем автор отзыва считает допущенную корреспондентом «Бизнес ФМ Самара» формулировку «федеральная авиакомпания» ошибочной.

Tags: