ГИБДД предлагает бороться с пьяными водителями с помощью социальной рекламы

Поделиться

Сотрудники Госавтоинспекции, общественники, медики, наркологи и журналисты  накануне в очередной раз обсудили проблему борьбы пьянства за рулём. Специалисты пришли к выводу, что поможет не столько ужесточение наказания, сколько воспитание. Воспитывать предлагают с помощью социальной рекламы. Должна ли она быть жестокой, и какой эффект  это даст? 

С начала года в Самарской области произошло 198 ДТП с участием нетрезвых водителей, в них погибло более 50 человек и свыше 300 — пострадали. Сотрудники ГИБДД с помощью активистов «Ночного патруля» и работников такси выявили сотни пьяных автомобилистов. Например, только за два дня, 3 и 4 ноября, на дорогах губернии задержали 109 водителей в состоянии опьянения, причем 17 из них сели за руль в нетрезвом состоянии повторно. И хотя общая статистика в Самарском регионе улучшается, в том числе благодаря ужесточению наказания, существующих мер все равно не достаточно, — считает начальник регионального управления ГИБДД  Игорь Антонов:

В последние годы, в том числе после введения более жёсткой ответственности за управление транспортом в нетрезвом состоянии, количество ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения или отказавшихся от освидетельствования, неуклонно снижается и составляет менее 8%. Для сведения — в Приволжском Федеральном округе и в целом по России данный показатель составляет 12%. Изменились ли эти показатели за последние годы с введением уголовной ответственности за повторное управление транспортом в нетрезвом состоянии? Да, изменились. В 2014 году у нас количество ДТП за десять месяцев с участием нетрезвых водителей было 261, а сейчас — 198. Тем не менее, я считаю, что неуклонным увеличением и ужесточением ответственности за управление транспортом в нетрезвом состоянии добиться серьёзного, длительного прогресса, наверное, не получится. Потому что любое ужесточение ответственности играет первые несколько лет, потом у участников дорожного движения происходит так называемое привыкание, эффективность принимаемых мер снижается. Здесь необходимо принятие долгосрочных мер, которые направлены на воспитание человека в социуме. Государство, общество напрямую должны формировать принцип законопослушного поведения, в том числе невозможность водителя по своим морально-этическим соображениям сесть  в нетрезвом состоянии за руль автомобиля.    

По словам Игоря Антонова, проблему во многом помогла бы решить социальная реклама. На данный момент в Самаре реализуется областная целевая программа, которая работает  в рамках аналогичной федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения. Ранее в этой программе было предусмотрено финансирование, в том числе и социальной рекламы. Однако, как рассказал начальник областной ГИБДД, пару лет назад в связи с дефицитом бюджета, такие мероприятия из программы исключили. Игорь Антонов предложил участникам «круглого стола» обратиться в адрес губернатора с просьбой о восстановлении мероприятий, направленных на размещение социальной рекламы.
Активисты «Народного патруля» заявили, что подобная реклама должна быть устрашающей. По их мнению, только страх заставит человека задуматься о последствиях. Насколько подобная «шоковая терапия» оправдана, мы спросили у психолога Юрия Шилова:

Если бы спрашивали Фрейда, то он бы сказал вам, и в этом я его поддерживаю, что если переборщить, то всё, что слишком сильно устрашает, будет психикой вытесняться. Очень простой пример: многие знают (есть официальная статистика, она из года в год приблизительно одинаковая), что каждые сутки в России гибнет порядка 90 человек. Это многие знают, но каждый, какую бы ему страшную рекламу ни показали, исходит из того, что это будет касаться точно не его. Поэтому я думаю, что социальная реклама должна быть согласована или сделана с участием психологов. Что такое реклама? Это некий блок информации, который влияет на человека, причём влияет в ту сторону, в коакую это необходимо для рекламодателя. В данном случае мы имеем в виду, что реклама преследует социально-полезные цели. Она может быть полезна, если будет делаться профессионально. Очень часто, мне кажется, это делают работники ГАИ просто как обычные люди, из добрых человеческих побуждений. Я как-то фотографировал щит на дороге, где есть фотография семьи, на которой — мама, папа и ребёнок, а внизу написано: «Вас ждут дома». Интересно, а меня ждут дома жена, дочь и какой-то мужик? Я вот так с юмором. Но иногда не додумывают, на что направлена эта реклама. Поэтому та социальная реклама, которая присутствует сейчас в обществе, мало эффективна. Конечно, общие добрые побуждения тут прослеживаются, но, как специалисту, когнитивному психологу, который изучает вопросы воздействия информации на психику человека, мне не вполне  представляется, каким образом эта информация будет полезно корректировать поведение людей.

Зато, по словам Юрия Шилова, полезными можно считать информационные передачи, где подробно рассказывается, как влияет на психику то или иное количество алкоголя. Есть, например, исследования психологов и физиологов, которые показывают, что употребление спиртного увеличивает время реакции на несколько секунд, а несколько секунд — это уже несколько сотен метров.  Именно в этом смысле людей нужно просвещать, — говорит Юрий Шилов, а не просто пугать плакатами, которые могут стать бесполезной тратой денег.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара