Финансового омбудсмена обязали урегулировать споры граждан в досудебном порядке

Поделиться

После многолетнего обсуждения в России принят закон о финансовом омбудсмене. Это специальный орган досудебного урегулирования споров граждан, потребителей финансовых услуг и субъектов финансового рынка: страховщиков, банков, микрофинансовых организаций, структур фондового рынка. Закон обсуждался много лет, пока, на мой взгляд, его итоговая версия не защитила интересы организаций финансового рынка, ответчиков, тех, на кого потребители будут жаловаться омбудсмену. В отличие от многих стран, где решение финомбудсмена является окончательным, не может быть обжаловано страховщиком,ответчиком в случае его несогласия с решением омбудсмена, в российском законе и у истца-потребителя и у несогласной с решение омбудсмена страховой компании будет право судиться дальше в судах общей юрисдикции. Если в Европе обращение к финомбудсмену является добровольным для граждан, им просто удобнее и проще там решать споры с финансовыми организациями, то в России использование процедуры урегулирования спора будет для потребителей обязательным, до обращения в обычный суд. Осенью 2018 года служба финомбудсменов наберет людей, подготовится к работе, в конце 2018 года начнутся пробные рассмотрения дел в добровольном порядке, а с 31 мая 2019 года все споры по ОСАГО по искам потребителей уже будут рассматриваться в обязательном порядке сначала через финомбудмена. Во второй половине 2019 года клиенты нетолько по ОСАГО, но и по другим видам страхования тоже будут обращаться по спорным ситуациям сначала   к финомбудменам. Естественно, автостраховщики поддержали принятую Госдумой и подписанную Путиным версию закона, так как надеются на резкое снижение числа необоснованных, по их мнению, споров и демотивацию бизнеса автоюристов. Страховщики ожидают от финомбудсменов более единообразного вынесения решений по типовым спорам, например, по расчетам страхового возмещения с использованием единой методики расчета ущерба в ОСАГО, чем от традиционных судов общей юрисдикции, которые загружены не только страховыми спорами, но и другими, самыми разнообразными исками. Что же полезного в новом законе для потребителя, кроме ограничения его права на прямое обращение в суд в споре с страховщиком? В Европе потребителям, действительно, проще обращаться к финомбудмену, так как жалобы представляются в произвольной форме и дооформляются в форму юридических претензий перед рассмотрением спора сотрудниками финомбудсмена. Поэтому любой потребитель может самостоятельно, не прибегая к помощи юристов, быстро и просто решить свой спор с страховой компанией, и причем получить окончательное, не подлежащее обжалованию страховщиком решение. В нашей стране институт финомбудмена пока выглядит как навязанный обязательный фильтр, защитный барьер в интересах страховщиков на пути потребителя перед рассмотрением спора в обычных судах. Однако посмотрим, как финомбудсмены покажут себя при рассмотрении конкретных споров в ОСАГО через год.

Всего доброго, Олег Кокорев, специально для Бизнес ФМ Самара