Эксперты обозначили перспективы развития отечественных экспортеров

Поделиться

 

О необходимости пересмотра экспортной стратегии в условиях цифровизации говорили во время баркемпа Национальной технологической инициативы (НТИ). Уже утвержденный «экспортный» нацпроект традиционно опирается на торгпредства и привычные поставки, создает краткосрочные преимущества для крупных экспортеров. Однако документ не учитывает долгосрочные тренды, говорят эксперты. Альтернативой может стать развитие цифровых торговых платформ, формирование внутренних рынков сквозных технологий, а также активная внешняя политика. 

Существующий нацпроект «Развитие международной кооперации и экспорта» предполагает рост объема несырьевого экспорта до $250 млрд в год и экспорта услуг до $100 млрд к 2024 году. Помимо традиционных мер поддержки промышленного экспорта в него заложены создание промзон за рубежом и корпоративная программа международной конкурентоспособности, включающая около 300 проектов крупных предприятий. Новый виток модернизации затронет и систему торгпредств. «Им были поставлены KPI по наращиванию экспорта и привлечению иностранных инвесторов.

Впрочем, эксперты нашли в существующем документе и малоэффективные предложения. Так, по мнению вице-президента ЦСР Владимира Княгинина, нацпроект просто продолжает прежнюю политику, не предлагая ничего нового. По его мнению, делать ставку на действующих экспортеров также малоперспективно: они потенциал уже раскрыли, приоритет должен быть отдан работе с регионами, считают в ЦСР. Однако с такой позицйией не согласны в Минпромторге, по мнению представителей министерства: «Важно не сбрасывать с корабля русскую классику и опираться на то, что сделано».

По мнению же заместителя главы департамента координации информатизации Минкомсвязи Михаила Насибулина, ключевая проблема экспортеров — отсутствие прочного фундамента в стране. «Внутреннего рынка, в том числе высокотехнологичного, просто нет»,— отметил он. По мнению чиновника, если крупный бизнес и госкомпании и «свернут на путь цифрового развития», они просто не найдут необходимых продуктов, технологий и кадров. Поэтому приоритетом должно стать внутреннее развитие сквозных технологий как основных векторов формирования цифровой экономики. Руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АИП» Сергей Елин рассказал Business FM о своем видении ситуации:

«Высказывание Михаила Насибулина считаю абсолютно верным, однако отмечу, что данный факт оказывает не самое сильное влияние на экспортную политику. Я считаю, что, если стратегия развития экспорта будет выстраиваться с каждым экспортером индивидуально, то это может обеспечить эффективную работу лишь в какой-то отдельной крупной компании. Необходимо выстраивать в целом работу по увеличению доли экспорта в ВВП, как раз на это и направлен нацпроект. Этот документ должен комплексно настроить процессы, которые могут дать платформу для развития экспортного направления, прежде всего, для наших производственных предприятий.

На данный момент в регионах достаточно низкая себестоимость производства продукции, что является привлекательным с точки зрения экспорта. Наша продукция может быть конкурентоспособной по цене. Но  небольшому региональному производителю весьма проблематично выйти на экспортный рынок, ведь он не знает ни спроса на его продукцию в каждой из стран. А просчитать это можно только при помощи достаточно сложных, длительных и затратных маркетинговых исследований. Сложен и сам процесс организации экспорта.

Вопросы цифровизации тоже имели бы положительное влияние на развитие экспорта. Потому что данный процесс сопрягается с тем, что, как правило, возникает некий бизнес-агрегатор, который консолидирует в себе различных поставщиков-производителей (Например, таких как Amazon and Alibaba). И этот агрегатор дает возможность малому и среднему бизнесу вывести продукцию на экспорт, начав, например, с  розничных поставок. Производитель имеет возможность протестировать свой продукт на внешнем рынке, понять, как он продается«.

Каждый вектор формирования цифровой экономики получит свою «дорожную карту», в 2019 году будут отобраны лидирующие исследовательские центры и компании. После чего, эксперты будут обсуждать их выход на экспорт. Задачей регуляторов также должна стать синхронизация нацпрограмм, чтобы бизнес четко понимал, куда ему идти за поддержкой, считают в Минкомсвязи.

 

Юлия Жданова Business FM Самара