Депутаты предлагают запретить рекламу на ТВ и радио по воскресеньям

Поделиться

Депутаты Госдумы решили запретить трансляцию рекламы на радио и телевидении по воскресеньям. С подобной инициативой выступили представители фракции ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Вадим Деньгин и Владимир Сысоев. Народные избранники предлагают ввести рекламную паузу с 6:00 до 24:00 часов. С чем это связано, и как инициативу оценивают эксперты?

Смотреть телепередачи и кино, а также слушать радио можно будет без перерывов на рекламу. Но только по воскресеньям. И только в том случае, если Госдума одобрит соответствующую инициативу. Авторы законопроекта о запрете рекламы в выходной заявляют, что люди должны отдыхать, а рекламные ролики, напоминающие о заболеваниях и проблемах, граждан только раздражают. В поддержку своей инициативы авторы приводят данные опроса фонда «Общественное мнение», согласно которым 82 % россиян считают, что реклама на телевидении занимает слишком много времени.  В качестве еще одного аргумента депутаты приводят заботу о детях, ведь они больше всего смотрят телевизор в выходные. По мнению разработчиков документа, у детей и подростков из-за рекламы может сформироваться неправильное представление о жизни. Насколько реклама вредит психике людей, — рассуждает доцент кафедры общей психологии Самарского университета, психолог и медиатор Юрий Шилов:

Вообще сама по себе реклама  не является ни вредной, ни полезной, она создаёт некие установки, стереотипы. Другое дело, что, вероятнее всего, озвучиваются эти стереотипы и установки в интересах того, кто продвигает какой-то товар и услугу. Нравится нам или не нравится, но любая информация, с точки зрения когнитивной психологии, психологии познания, всегда будет оказывать то или иное влияние в ситуациях, когда приходится принимать решения. А решения мы принимаем каждый день. Чтобы сделать вывод, является ли данная реклама вредной,  тем более по выходным (это звучит забавно!), в науке психологии проводятся специальные исследования. Поэтому когда депутаты делают какие-то скоропалительные выводы,  к ним сложно отнестись серьезно.

По мнению эксперта, чтобы делать выводы о вредности какой-либо  информации, нужно сначала изучить, какого рода информация, и если она действительно вредная, то таковой она будет в любой день недели, не только в воскресенье.

Не согласен с позицией депутатов и юрист, эксперт в области медиа и рекламы Дмитрий Карпенко:

Обоснование, связанное с тем, что реклама формирует у подростков неправильное представление о жизни, на мой взгляд, совершенно нивелирует всю эту идею. Потому что — ну как может реклама, соответствующая закону, размещаемая в надлежащее время, в надлежащем месте, формировать у подростков неправильное представление о жизни? Эта идея, которую пытаются заложить законодатели в закон, запрещающий рекламу в выходные дни, она, на мой взгляд, несостоятельна. Плюс ко всему мы прекрасно понимаем, что это очень серьезно ударит по карману рекламораспространителей, потому что выходные дни — это фактически целый день прайм-тайм:  больше телесмотрения, больше радиослушания. И сейчас не самая подходящая экономическая обстановка в нашей стране для такого шага,  чтобы ограничивать рекламораспространителей в получении доходов.  

В законе о рекламе уже и без того существует много ограничений для СМИ, — считает генеральный директор холдинга «РегионМедиа» Валерия Прохорова:

Дети и пенсионеры не должны получать контент, который разрушал бы их тонкую душевную организацию. Но в Федеральном Законе «О рекламе» уже существует столько всяких ограничений и препон, что вводить  запрет временной  —  было бы слишком. Это не только очередной нажим на СМИ, которые итак не могут сделать лишнего шага, но и мощный удар по бизнесу.

По мнению основателя маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Романа Алехина, запрет на рекламу в воскресенье не имеет под собой никаких оснований с точки зрения разумности и целесообразности, поскольку телевидение и радио — это не единственные каналы распространения рекламы. Есть еще Интернет, СМС-оповещение, наружная реклама, печатные источники и так далее. Запрет транслировать рекламу на ТВ и радио приведёт только  к увеличению нагрузки на другие инструменты.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара