Черные очки: власти заявили о неадекватном восприятии действительности россиянами

Поделиться

Российские власти считают, что общество испытывает депрессию — граждане предрасположены воспринимать все процессы, происходящие в государстве, в негативном свете и не верят в позитивные перемены.

Как сообщила во вторник, 14 мая, «Газета.ру», сразу несколько высокопоставленных источников описали это состояние как «эффект черных очков». Отмечается, что негативному восприятию информации, в частности, способствует экономическая составляющая. Так, снизились покупательская способность и потребительская активность россиян.

Комментирует Инна Ветренко, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой в Северо-Западном институт РАНХиГС.

«Во-первых, хочу сказать, что у нас выделяются два сезонных цикла, когда повышается уровень оппозиционности, протестности и негативного отношения к власти. Это весной, что мы, кстати, сейчас и наблюдаем, и осенью, всегда. Вот поэтому и очень беспокоились по поводу единого дня выборов, который приходится, как известно, на второе воскресенье сентября, а это как раз пик самого негативного отношения к власти. Во-вторых, это явление на данный момент во многом объективное, потому что очень много принято антисоциальных законов, на которые возникает накопительная реакция: каждый новый принимаемый закон порождает очередной взрыв негативного отношения, каждый последующий сильнее предыдущего. То есть, во многом объективность этих «черных очков», которые россияне надели и смотрят в сторону власти, присутствует. Что касается методов, которыми планируется, то мы знаем, что любым, самым грамотным пиаром можно исправить и отбить три-пять процентов негативных последствий, реакций, но не более, поэтому эта мера не эффективная и к действенному результату не приведет».

Источники издания в администрации президента полагают, что бороться с этим явлением можно с помощью большого количества позитивной информации. По их мнению, положительное влияние оказало и послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию.

Комментирует Владимир Звоновский, доктор социологических наук, президент фонда социальных исследований

«Власть считает, что никаким другим способом, кроме как внушить народу, что всё хорошо, исправить пессимизм россиян не получается. Но в принципе, тут есть некоторые противоречия, потому что по объективным показателям экономическая ситуация в России не так плоха, как могла бы быть. И это очень хорошо отразил в своем февральском интервью «Ведомостям» министр финансов. Он сказал, что экономика улучшается, но россияне этого не видят. Речь идет о том, что национальный продукт, производимый в России, распределяется в пользу элитных правящих групп, и до населения не доходят, поэтому население этого и не видит. И вот намерение чисто пропагандистскими, рекламными методами заставить россиян изменить свое отношение к ухудшению ситуации, к происходящему в стране, как раз говорит о том, что сам механизм распределения национального дохода менять никто не собирается».

Напомним, что 2 мая эксперты Финансового университета при правительстве РФ представили рейтинг российских городов по удовлетворенности их жителями уровнем жизни. Больше всего довольных горожан оказалось во Владивостоке, Томске и Липецке. На последних строчках оказались Владикавказ, Хабаровск и Воронеж. Самара мирно расположилась в середине рейтинга.

Дмитрий Лобойко, руководитель центра «Региональные исследования», считает очередную инициативу власти последовательным отступлением от реальности, неизменно приводящим к краху системы.

«Существует метафора о политической ситуации в нашей стране, где парламентские оппозиционные партии трудноотличимы от партии власти: говорят о борьбе «партии холодильника» с «партией телевизора». То есть, реальной жизни с пропагандой. Пять лет назад внезапно вместо общества сытости и благосостояния нам предложили национальную гордость и так называемую историческую справедливость. И варианта отказаться не было. За это время, рубль обесценился почти вдвое, вместе с ним так же вдвое упали реальные доходы населения. У значительной части значительно сократился горизонт планирования собственной жизни или же он вовсе пропал – люди живут одним днём. Потребление за это время не просто сократилось, а изменилась структура потребления: средний класс сильно размыло, от него почти ничего не осталось. Остался нижний слой среднего класса, который еще нельзя назвать бедным, но и средним его обозначать всё сложнее. Правило «бедные беднеют, богатые богатеют» сейчас работает хрестоматийно. Это, как ни странно, тактически выгодно правящему классу, так как размывает социальную базу протеста. Современные перевороты совершают не рабочие и крестьяне, а средний класс, имеющий потребительские амбиции. А нет класса – нет проблемы. Поэтому, в некотором смысле, выглядит логичным то, что в администрации президента предлагают бороться с «эффектом черных очков» путем наращивания количества позитивной информации. Вероятно, по их мнению, так граждане России все разом наденут «розовые очки» и прильнут к экранам, забыв о пустеющем холодильнике. Но традиция красить высохшую траву в зеленый цвет и задернув шторы, раскачивать вагон, изображая движение поезда в долгосрочной перспективе никогда не приводила ни к чему хорошему. Последовательное отступление от реальности неизменно приводит к краху системы. Хотя и даёт ряд временных эффектов».

Наталья Фомина, Бизнес ФМ Самара