Бизнесмены жалуются на «черные списки» банков

Поделиться

Предприниматели столкнулись с массовыми отказами в проведении операций и блокировками счетов. Это связано с формированием банками некоего «черного списка» бизнесменов и компаний. Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился в ЦБ с предложением создать службу по защите бизнеса от подобных действий. Почему банки блокируют счета? Сталкиваются ли самарские бизнесмены с подобными проблемами? Какие меры предлагает уполномоченный по защите прав предпринимателей?

Количество жалоб в службу уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова на незаконные блокировки счетов и трансакций в десятки раз превысило количество остальных обращений. Об этом пишет издание «Коммерсант». Банкиры не только отказывают в проведении отдельных операций, но и блокируют счета клиентов, вследствие чего денежные средства на этих счетах фактически замораживаются. Кроме того, банки требуют от клиентов отказаться от сотрудничества с отдельными контрагентами, а порой и настаивают на добровольном отказе клиента от обслуживания в банке. По данным Общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей. Как считают эксперты, увеличение отказов в проведении операций и блокировок счетов связано с неким «черным списком» нежелательных клиентов, который появился в июне этого года. Банки якобы сами составляют список компаний и физических лиц, которым было отказано  в проведении операций или в открытии счета. Данные уходят в Росфинмониторинг, оттуда в ЦБ, а регулятор затем рассылает список  другим кредитным организациям.
С подобными проблемами сталкиваются и самарские компании, — утверждает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгений Борисов:

С августа месяца у меня уже было несколько обращений по поводу того, что предприниматель, который работает в цепочке, обслуживающий некий большой проект, делая трансакции в своем банке по рассчету с  поставщиками, сталкивался с тем, что блокировались счета. Предпринимателю приходится потратить огромное количество времени, доказывая, что его трансакция, которую он проводил по сету, не ложная, а реальная. У меня были обращения по поводу того, что останавливалось движение по счетам у нормальных компаний, которые по нормальным подрядам с крупными предприятиями работали, но такое, тем не менее, происходило. Поэтому будем разбираться совместно с Борисом Юрьевичем Титовым и на местах. Там 12 или 20 пунктов существует у Центробанка, по которым можно считать, что трансакция, которую проводит предприятие, попадает в зону риска. Вот эти риски надо убирать.

Почему банк может отказать в выполнении операции или заблокировать счета компаний, — рассказывает коммерческий директор региона «Поволжье» ЮниКредит Банка  Андрей Колесов:

У нас существует законодательство, направленное на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Это, в принципе, международная практика, и во всех развитых странах такое законодательство есть. Нормативные документы ЦБ предусматривают  исполнение этого законодательство, и в соответствии с этими нормативными документами и законодательством, предусмотрена блокировка операций счетов тех компаний, которые, в первую очередь, не предоставляют отчет и не поясняют свои операции, которые носят подозрительный или непонятный характер, либо не соответствует роду их деятельности и т.д. Если все объясняется и документально подтверждается, тогда проблем у компаний не бывает. Если компания, проводя большие операции, не платит налоги, то очевидно, что действия таких компаний являются подозрительными. В соответствии с действующим законодательством деятельность таких компаний предусматривает блокировку. Но мы такого не наблюдаем, мы не ощущаем какого-то вала жалоб клиентов, что их необоснованно заблокировали. Потому что те, кто реально ведет деятельность, не соответствующую законодательство или очень сильно направленную на занижение налоговой базы и т.д., они, как правило, не жалуются на блокировки счетов, они закрывают счета и уходят, и ищут себе банки попроще, где можно было бы такие операции совершать.

На основании полученных жалоб бизнес-омбудсмен Борис Титов направил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой разобраться в ситуации. Титов предлагает Банку России самому оперативно реагировать на жалобы представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу,  а также  привлекать отдельные банки к ответственности или же применять к ним меры воздействия, предусмотренные законом, за необоснованный отказ в проведении операций. Также крайне важно, чтобы ЦБ выпустил рекомендации по применению банками его нормативных актов. Нормы  не учитывают  специфику отдельных отраслей, из-за чего целые направления бизнеса могут быть под подозрением у банков. Для решения проблемы предлагается также провести совместное совещание с участием представителей бизнеса, Росфинмониторинга и ЦБ, чтобы в дальнейшем соблюдался баланс интересов и банков, и их клиентов.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара