АвтоВАЗ в первом квартале свел операционный убыток к минимуму

Поделиться

407423_sourceАвтоВАЗ в январе-марте терял в среднем по 700 рублей с каждым произведенным автомобилем. По итогам прошлого года эта цифра была в 16 раз больше.

Операционный убыток АвтоВАЗа по итогам первого квартала составил 81 млн рублей, говорится в отчете компании. За прошлый год компания потеряла от производственных операций 1,5 млрд рублей. В пересчете на одну машину цифры не менее красноречивы: в 2014 году с каждой сошедшей с конвейера машиной завод в среднем уходил в убыток более, чем на 11 тысяч рублей. Сейчас — всего на 700 рублей. Принципиальное улучшение производственных финпоказателей стало следствием оптимизации, которая прошла на заводе в прошлом году, считает аналитик “ВТБ капитала” Владимир Беспалов:

Я думаю, что здесь ключевую роль играет снижение издержек. Потому что, начиная с прошлого года, компания очень активно осуществляет мероприятия по оптимизации своих расходов. Не секрет, что ключевым мероприятием в этом смысле является значительное сокращение штата сотрудников. Сейчас мы уже видим эффект от этого сокращения. Но это не единственная мера. Там осуществлялось очень много и других мер.

Другая причина — дешевый рубль. Он поставил тольяттинский завод в более выгодное положение от конкурентов с меньшей степенью локализации. Это позволило АвтоВАЗу падать в первом квартале медленнее рынка и, как итог, нарастить свою долю, говорит директор “Автостата” Сергей Целиков:

Динамика показателей, на самом деле, идет в лучшую сторону. Объяснение [руководства АвтоВАЗа] вполне логичное, что вазовская доля рынка немного увеличивается: не быстро, но по прошлому году у АвтоВАЗа было около 16% рынка, сейчас доходит до 20%. Если смотреть в абсолютных цифрах, динамика продаж пока, конечно, отрицательная. Но лучше рынка. К тому же весь прошлый год завод занимался оптимизацией. Очень много людей уволено, бизнес-процессы перестроены и так далее. То есть на АвтоВАЗе на самом деле занимались оптимизацией управленческих расходов. Это основные причины того, что у них уменьшились убытки.

АвтоВАЗ в первом квартале поддержало и продление госпрограммы утилизации автохлама. Завод, как бесспорный лидер в бюджетном сегменте, всегда являлся ее главным бенефициаром. В апреле бурно стартовала программа льготного автокредитования. АвтоВАЗ и здесь выигрывает больше других, продолжает директор “Автостата” Сергей Целиков:

Насколько я помню, последние данные по утилизации показывали 56 тысяч по всей программе. Я так понимаю, что где-то треть или 40% приходится на АвтоВАЗ. Это в принципе достаточно большая доля к вазовским продажам — около 10 тысяч в месяц, как я понимаю, идет у завода по этой программе. И программа льготного автокредитования сейчас резко стартанула — первые недели показали какие-то бешеные цифры. Я думаю, и в льготном кредитовании основная доля будет у АвтоВАЗа, поэтому в перспективе он, может быть, начнет еще больше увеличивать рыночную долю.

АвтоВАЗ собирается закончить текущий год с операционной прибылью. В прошлом году такие планы тоже были, однако осуществить их не удалось. Добавим, несмотря на операционный убыток, январь-март АвтоВАЗ закрыл с прибылью почти в 800 млн рублей. Положительный результат был достигнут за счет 2,4 млрд рублей неких прочих доходов, источник которых завод не раскрыл. Если бы этих доходов не было, квартал пришлось бы завершать с убытком.