“Автостат” прогнозирует снижение рыночной доли подержанных легковых автомобилей российских марок до 25% в 2018 году

Поделиться

машины1За следующие 4 года доля легковых машин российских брендов на вторичном рынке будет снижаться прежними темпами — в среднем на 2,5% в год. По прогнозам Автостата, в 2018 году лишь каждый четвертый автомобиль на вторичке будет отечественным.

Если в 2009 году отечественные “легковушки” занимали больше половины рынка подержанных машин, в 2018 году на них будет приходиться лишь 25% рынка. К такому выводу пришли эксперты агентства “Автостат”. На чем основан этот прогноз, рассказывает ведущий аналитик “Автостата” Азат Тимерханов:

 “Мы прогнозируем, что на российские автомобили на рынке подержанных машин будет приходиться немногим более четверти от общих продаж. Это связано с тем, что парк российских автомобилей планомерно сокращается. В то время как у иномарок он стремительно растет. Надо учитывать, что парк иномарок обновляется намного быстрее, чем российские автомобили. Потому что из действующих отечественных марок у нас остались только Лада и УАЗ. На рынке новых автомобилей у нас более 80% — это продаются иномарки. Это все потом уже через какое-то время поступает на рынок подержанных машин”.

Еще одна причина — это время владения. Отечественные “легковушки” задерживаются у первых владельцев дольше, чем иномарки. По подсчетам того же “Автостата”, для иномарок это срок составляет 4 года, в то время как для “Лады” — 5,5 лет. Это означает, что новинки зарубежных брендов становятся доступны на “вторичке” гораздо быстрее отечественных. Если подсчеты верны, то в течение ближайших 4 лет рыночная доля подержанных российских машин будет сокращаться в среднем по 2,5% ежегодно. Такая же динамика наблюдалась и в два предыдущих года. Исходя из средних сроков владения нетрудно подсчитать, что в 2018 году, о котором идет речь в прогнозе “Автостата” на вторичку выйдут “Лады”, сошедшие с конвейера в 2012-2013 годах. Напомним, что рекордным для АвтоВАЗа был 2011 год. С тех пор производство снижается. Сейчас на новые “Лады” приходится около 16% рынка. К этой цифре впоследствии будут стремиться и продажи подержанных машин, если, конечно, Лада не просядет еще, считает старший аналитик компании “Метрополь” Андрей Рожков:

 “Эта тенденция может продолжится и в 2015 году и, может быть, в 2016 году. И таким, образом, на вторичный рынок будет поступать меньше отечественных автомобилей. И, как следствие, доля рынка будет уменьшаться. Тенденция по уменьшению доли рынка — она налицо, она будет долгое время присутствовать. Лишь с истечением нескольких лет можно будет говорить о какой-то стабилизации доли рынка отечественных автомобилей на вторичном рынке. Если предполагать, что доля АвтоВАЗа (на первичном рынке — прим. ред.) будет оставаться постоянной в размере примерно 15-16% на протяжении долгосрочного периода и не будет дальше сокращаться, то логично ожидать, что и доля автомобилей на вторичном рынке под брендом Лада также будет стремиться к отметке 15-16%. Если автомобили Лада будут опережать продажи на первичном рынке, тогда можно предполагать, что и доля на вторичном рынке будет увеличиваться. Однако сейчас в перспективе ближайших нескольких лет доля автомобилей Лада будет сокращаться”.

В текущем году продажи автомобилей с пробегом должны вырасти в России до 6 млн штук. В 2015 году ожидается спад – в случае, если обсуждаемый сейчас в правительстве экологический налог все-таки введут или вступит в силу запрет на ввоз иномарок. По усредненным прогнозам, снова добраться до 6-миллионного рубежа получится в 2017 году.