АН-70 помахал “Авиакору” крылом

Поделиться

004_An-70_Moscow_2003_averageСамарский “Авиакор” расстается с последней надеждой начать выпуск военного транспортника АН-70. Минобороны вычеркнуло самолет из программы вооружения.

Производство самолета АН-70, о котором на “Авиакоре” мечтали два десятка лет, так и не началось на самарском заводе. Российско-украинский транспортник исчез из российских военных программ окончательно. По другому и быть не могло, говорит директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко:

“Российско-украинский проект по военно-транспортному самолёту АН-70 полностью нежизнеспособен. Во-первых, Украина заморозила любые военно-технические контакты с Россией. Во-вторых, Украина сегодня — абсолютно ненадёжный партнер, где неясны перспективы ни политического, ни экономического будущего. И самое главное — это страна, которая устремлена на скорейшую интеграцию в НАТО. В этих условиях делать ставку на дальнейшее развитие сотрудничества с Украиной просто безрассудно. В силу именно этих причин руководство России перестало рассматривать проект по АН-70 как приоритетный. Проект выпал из программы вооружения, эта страница полностью перевернута, возвращения к ней уже не будет”.

О планах сборки Ан-70 на «Авиакоре» говорили с середины 1990-х годов, еще в ту пору, когда заводом руководил Лев Хасис. Однако военного заказа все не было. В 2002 году ВВС России вроде объявили о желании закупить 160 таких самолетов, но уже четыре года спустя Россия отказалась от участия в проекте в пользу новой модификации ИЛ-76. Однако, прошло еще пять лет и Минобороны снова вынуло АН-70 из пыльного сундука, пообещав, что с 2015 года начнет закупки самолета и всего готово приобрести 60 таких машин. Только что возглавивший Самарскую область Николай Меркушкин тогда заявил, что делать Ан-70 нужно на “Авиакоре” — здесь дешевле. Однако, усилия новоиспеченного губернатора ни к чему не привели. Проект АН-70 в России закончился еще в 2006 году — ровно тогда, когда ему предпочли “ИЛы”. Все, что было потом —  просто игры политиков, убежден редактор отраслевого агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев:

“Это, в общем-то, был проект-заложник политических игр, и по мере того, как происходило либо отдаление Украины и России, либо их сближение, проекты в области авиации либо получали очередной импульс к развитию, либо, напротив, ставились на паузу. Несмотря на то, что АН-70 и ИЛ-76 не в полной мере находятся в одной нише — АН-70 всё-таки самолёт короткого взлёта и посадки и имеет определённые ниши, в которых ИЛ-76 использоваться не может — всё равно, в общем-то, очевидно, что Россия вряд ли смогла бы потянуть две близких программы с точки зрения размерности воздушного судна, тем более, что многотипность в составе ВВС явно бы не улучшила ситуацию с точки зрения текущих расходов”.

“Авиакор” не может выйти из кризиса уже несколько лет. Самым серьезным контрактом завода на сегодня является выпуск АН-140