Алексей Кудрин предложил объединить Самару, Казань и Ульяновск в агломерацию

Поделиться

Председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин на прошедшем в Москве Общероссийском гражданском форуме предложил создать новые агломерации. По мнению бывшего министра финансов, в России существует около двадцати точек, где концентрируется жизнь страны. Две-три агломерации нужно создать целенаправленно. В частности, Кудрин упомянул Самару, Ульяновск и Казань. Как к созданию подобной агломерации относятся эксперты? 

Председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в ходе дискуссии с мэром Москвы Сергеем Собяниным в рамках Общероссийского гражданского форума предложил создать новые агломерации.  В частности, было предложено объединить Казань с Самарой и Ульяновском, создать агломерацию из Екатеринбурга, Челябинска и Перми. Подразумевается, что если рядом находятся крупные города, то при наличии соответствующей инфраструктуры, которая  обеспечивает транспортную доступность, эти города сливаются в некое социально-экономическое объединение —  агломерацию.  Это позволит сделать мобильными трудовые ресурсы, доступ к объектам социальной, культурной инфраструктуры, а также  ускоряет экономическое развитие территории. Однако концепция Кудрина подразумевает  объединение городов, которые располагаются на очень больших расстояниях. Каким образом их планируют соединять, пока не понятно, — рассуждает политический консультант, лидер проекта  «Perla.consulting»  Андрей Перла:  

Я не очень представляю себе, что имеется  виду, когда говорят, что Казань, Ульяновск и Самара могут быть частями одной и той же агломерации. Действительно, есть такое понятие, как экономические макрорегионы. Наверное, можно говорить о том, что какие-то части бизнеса, который на территории этих регионов существует, взаимосвязаны. Но… Понимаете, какая вещь? Когда говорят, например, о Московской агломерации, говорят о том, что многочисленные города-спутники Москвы по сути составляют с ней единое целое, тут понятно, о чем идет речь. Когда между городами 100 км, как между Самарой и Тольятти, уже сложнее понять, насколько можно говорить о том, что это единое экономическое целое. Даже несмотря на то, что оба города находятся в одной Самарской области. А когда еще говорят, что и Ульяновск — часть той же агломерации, я не понимаю..

Многие эксперты сходятся на том, что развитию регионов мешает москвоцентризм, в том числе — в развитии транспортного сообщения, — говорит депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев:

Понятно, когда Кудрин говорит о том, что нужно связать в агломерацию Казань, Ульяновск и Самару, он, наверное, ничего плохого не имеет в виду. Другое дело — у нас есть такие глобальные проекты, как строительство железных дорог. Например, одна из них предполагает, что ветка пойдет через Казань на Урал. Одновременно строить ветку, которая пойдет из Казани на Урал, и рассуждать о создании агломерации с Самарой  — это вообще несовпадение векторов. У нас даже по доставке болельщиков к ЧМ по футболу — сначала говорили о том, что будут скоростные поезда запущены, которые пойдут из Москвы в Казань, из Казани в Самару,  а потом, вроде, всё свернули из-за отсутствия денег, и всё закончилось той же самой Казанью.  Если посмотреть все железные дороги, все маршруты самолетов, то всё, что у нас есть — это Москва, из которой в разные точки  расходятся, как лучи солнца, дороги. Логика многих поколений экономистов, прогнозистов строилась по такой схеме: вот мы живём в некоем городе Х, как было бы хорошо, если бы летал от нас самолёт в Москву! Они не рассуждают о том, что Челябинск нужно связывать с Пермью. Они рассуждают о том, что из Перми должен летать в Москву самолёт, и из Челябинска должен летать в Москву. Поэтому тут речь должна идти о  какой-то глобальной перестройке мышления.

Прежде, чем рассуждать о создании агломерации с  неблизкими по расстоянию городами, такими, как  Самара и Казань, нужно сначала заставить работать Самаро-Тольяттинскую агломерацию, в которую входит объективно и Новокуйбышевск — продолжает Михаил Матвеев: 

Как вы знаете, у нас Тольятти — город, в котором многие не могут найти работу. И у нас вкладываются миллиарды рублей в создание каких-то новых Экономических зон под Тольятти  с целью создания новых рабочих мест. В то время, как эти рабочие места для жителей города Тольятти могут быть в Самаре и Новокуйбышевске. Но для того, чтобы эти места стали для них привлекательными, необходимо, чтобы они на дорогу до работы тратили не больше часа. Если усилия свои направить на создание, допустим, скоростной магистрали или какой-то электрички, которая будет связывать Тольятти, Курумоч, Самару и Новокуйбышевск, что будет позволять жителям Тольятти добираться в пределах часа до вокзала в Самаре, то люди могут ездить в Самару на работу каждый день. В Подмосковье огромное количество людей так живет.  

Где взять средства на создание агломераций — эксперты ответить затрудняются. По словам самого Алексея Кудрина, возможно,  стоит  создать государственные программы по перераспределению ресурсов между регионами и центром.

Светлана Кудрявцева, Business FM Самара